Арт-азарт
Арт-азарт
Музейно-галерейный сезон традиционно не совпадает с астрономическим годом - по-настоящему хитовые выставки открываются обычно на излете весны или под занавес года. И все же каждый раз в декабре хочется подвести какие-то итоги. Что за события, проекты и вернисажи останутся в памяти? Как повлияют на развитие национального искусства? Кто смог нас поразить и что вызвало наше раздражение? Давайте вспомним.
Художник года
Конечно, Борис Заборов. Едва ли не впервые мнение публики и профессионалов совпало: его выставка в Национальном художественном музее стала главной новостью не только прошлой осени, но, пожалуй, и всего арт-сезона. Заборова ждали в Минске давно. Хотя 30 лет назад едва ли кто подозревал, какой ажиотаж вызовет его творчество у ценителей искусства по всему миру. Художника с крепкими белорусскими корнями - еще в прошлом веке династия Заборовых прославилась своими искусствоведами и живописцами - буквально вытолкнули в эмиграцию, которой он отчаянно не хотел. Даже сегодня, уже в своей парижской мастерской, Борис Заборов рисует знакомые с детства лица и пейзажи, запечатлевая в них столько личного, что безучастным не остается никто. Однако до недавнего времени увидеть эту живопись белорусы могли разве что в интернете - переговоры о минской выставке Заборова раз за разом заходили в тупик. Но он все же вернулся...
Достижение года
Вопрос с поездкой наших художников на Венецианский бьеннале наконец-то перестал быть риторическим. Министерство культуры приняло решение, что в 2011 году полноценный белорусский павильон будет там непременно - не чета тому случайно-спонтанному проекту 5 лет назад, когда итальянский спонсор решил показать Венеции наш "фотореализм"... Место для национальной экспозиции уже выбрано - помещение площадью 400 метров в самом центре города. Осталось только решить, чем мы будем удивлять мировую арт-общественность на одном из самых известных форумов мирового искусства будущим летом.
Тренд года
Меценаты. Еще недавно это слово казалось архаизмом из далекого прошлого. Однако теперь и у нас крупные банки и компании все чаще демонстрируют свою готовность безвозмездно поддержать национальное искусство. Причем не только классическое, но и современное. А порой даже сами инициируют нестандартные арт-проекты, например, как в случае с выставкой "Картина маслом" в минской галерее "Ў". Выставка, конечно, получилась спорной, но тенденция обнадеживает, однако...
Визит года
Натали Самойлова, французская внучка Нади Леже, задалась целью открыть миру яркое творчество бабушки, сделавшей смыслом жизни сохранение памяти своего великого супруга. Благодаря ей, Надежде Ходасевич, уроженке Витебской губернии, во Франции и сейчас популярен мемориальный музей Фернана Леже. Но о художественном таланте самой Нади по сей день знают немногие. И вот теперь ее внучка намерена исправить эту несправедливость. В сентябре Натали навестила Зембин, где прошло детство Нади Ходасевич-Леже. И обещает вернуться в Беларусь не только с книгой о своей удивительной бабушке, но и с выставкой ее не менее удивительных работ.
Потеря года
С карты Минска исчезла последняя фотогалерея - вслед за закрывшимся музеем фототехники прекратила свое существование и галерея "ZНЯТА". В отличие от художников наши фотографы все еще не могут рассчитывать на чью бы то ни было поддержку - увы, фотография у нас до сих пор не признается полновесным искусством. Несмотря даже на обилие фотовыставок, национальные профессиональные конкурсы, международные призы белорусских фотомастеров... Впрочем, и у американских, и у французских фотографов ушли десятилетия на то, чтобы доказать свое право на независимую нишу в искусстве. Не менее решительно настроены уже и наши фотохудожники.
Ожидания
В скором времени финансовая поддержка культурных проектов сможет принести бизнесменам, кроме морального удовлетворения, неплохие налоговые льготы - разработка соответствующих нормативных документов, которые должны способствовать развитию меценатства и спонсорства в Беларуси, практически завершена. Национальные музеи начнут обзаводиться своими попечительскими советами, доказавшими эффективность во многих европейских странах. В парке Челюскинцев возникнет масштабный центр современного искусства, где будут проходить самые актуальные выставки, в том числе - арт-дизайна и видеоарта. Уменьшится аренда мастерских, особенно для молодых художников. Решен вопрос об участии Беларуси не только в Венецианском бьеннале современного искусства, но и в Пражском квадриеннале. А в Минске скоро состоится первая национальная выставка монументального искусства... Словом, и в наступающем году будет что обсуждать.
А что запомнилось вам?
Руслан Вашкевич, художник:
1. Лично для себя в первую очередь я бы отметил кураторский проект Ирины Герасимович - выставку "ЛIТАRА" в институте Гете, где мне и моим коллегам - Сергею Кирющенко, Зое Луцевич, Сергею Шабохину и другим - предложили порефлексировать по поводу произведений молодых немецких поэтов. Воплощать идеи мы могли, не стесняя себя ничем, - куратору удалось получить грант на свой проект, и каждый из художников смог сделать довольно серьезные проекты к этой выставке. Очень любопытно получилось, на мой взгляд.
2. Выставка Бориса Заборова, бесспорно.
3. "Белорусский авангард 1980 - 1990-х" из коллекции Андрея Плесанова в Музее современного изобразительного искусства - редкий прецедент внятной деятельности частного коллекционера на нашей территории. И там же - выставки Игоря Тишина и Натальи Залозной. Прошло 10 лет, как они не выставлялись в Беларуси...
Денис Барсуков, художник, директор галереи "Университет культуры":
1. Борис Заборов, по-моему, никаких дополнительных комментариев тут не нужно.
2. Выставка граффити в нашей галерее. Возможно, она станет первым шагом к признанию этого специфического искусства?
3. Коллекция Плесанова. Было интересно и неожиданно обнаружить, насколько современно смотрятся эти работы сегодня.
Григорий Нестеров, художник:
1. Первый номер, конечно, Борис Заборов.
2. Выставка нашего творческого объединения "Артель" "SOS", открытие которой мы посвятили Дню работников культуры и Дню защиты животных. Сегодняшняя реальность так сурова к тем и другим...
3. Живопись Матвея Басова в Национальном художественном музее. Одна из самых честных выставок года.
Наталья Шарангович, искусствовед, директор музея современного изобразительного искусства:
1. Выставка Заборова!
2. Проект "Зямля пад белымi крыламi", прошедший во всех музеях и галереях страны через 85 лет после первой Всебелорусской выставки. Хорошо бы еще, чтобы подобные смотры современного искусства Беларуси стали традицией.
3. Возвращение андерграунда конца прошлого века в национальную художественную культуру. Богатейший пласт искусства, который мы в общем-то хорошо помним, да и знаем вроде неплохо, но изучать его еще никто не пытался. Так что в следующем году наш музей намерен продолжить такие выставки, но теперь уже не в виде коллекции Плесанова, а в форме обращения к творчеству отдельных художников, практически забытых в наше время. Как, например, Людмила Русова, покинувшая нас в этом году и оставившая в виде завещания свои работы и даже концепцию будущей выставки...
Владимир Уроднич, художник, декан художественного факультета Белорусской государственной академии искусств:
1. Как хотите, а для меня главным событием стало 65-летие нашей Великой Победы. Которое, на мой взгляд, должно было вызвать больший отклик у художников, скромной выставки во Дворце искусства в данном случае мало! Поэтому наша, вновь сформированная творческая группа "Традиция" все свои силы решила посвятить этому празднику. И мы подготовили масштабную выставку "Помнит земля белорусская", которую показали не только в Минске, но и в Орше, Витебске, Бобруйске - по всему пути операции "Багратион"...
2. Выставка "Грюнвальд" во Дворце искусства, объединившая немало наших художников в уважении к своей истории.
3. "Зямля пад белымi крыламi", пожалуй. Досадно только, что фактически получилась ретроспекция вчерашнего дня, а не демонстрация новых художественных идей. Хотя работы современных художников не так уж часто извлекаются из музейных хранилищ для всеобщего обозрения...
Анна Чистосердова, арт-директор галереи "Ў":
1. Самое серьезное и приятное впечатление года - живопись Бориса Заборова.
2. Проект "ЛIТАRА" при поддержке института Гете. Жаль только, что не всегда эта экспозиция была доступна зрителям, поскольку демонстрировалась не в галерее, а в зале, где проходили семинары и презентации...
3. Выставка Владимира Цеслера "Векторное пространство" и проект Руслана Вашкевича "Шкала Рихтера" в наших залах. Кстати, галерее "Ў" исполнился целый год!
Екатерина Савицкая, куратор галереи TUT.BY:
1. Конечно, для меня самое важное событие года - создание нашей галереи. Совсем недавно у нас прошел уже четвертый вернисаж - открылась выставка молодых художников "В поисках Атлантиды".
2. Борис Заборов! Невероятное искусство...
3. Фестиваль неформального искусства "Арт-сегмент". По-моему, очень интересное развитие самого нестандартного белорусского арт-проекта "Дах".
Автор публикации: Ирина ЗАВАДСКАЯ