Литература мечты
Писатель Геннадий Ануфриев убежден: фантастика не может не быть востребованной в стране, создающей свой парк высоких технологий
Немногим более года назад издательство «Харвест» и Союз писателей Беларуси начали выпуск серии «Белорусская современная фантастика». Уже издано около двух десятков книг, и на этом издатели не собираются ставить точку. Что, несомненно, приятно удивило почитателей популярного жанра, коих в республике немало. Одна из новинок серии — книга «Тотем» белорусского писателя-фантаста Геннадия Ануфриева (на снимке).
— Геннадий Григорьевич, подобной серии, по-моему, в нынешнем веке в Беларуси еще не было. В книжных магазинах обилие фантастической литературы, но главным образом российской и переводной зарубежной...
— Действительно, некоторые наши издательства пытались выпускать фантастическую и приключенческую литературу не эпизодически, а серийно, но их пыла хватало лишь на две-три книги.
— Тем значимее начинание издательства «Харвест»...
— Я бы даже сказал, подвижничество, убедительно доказавшее скептикам: фантастика в Беларуси медленно, но верно возрождается. У этого ренессанса есть солидное основание, подтвержденное именами Ядвигина Ш. с его притчами, Яна Борщевского («Шляхтич Завальня»), классиков белорусской литературы М. Богдановича, Я. Купалы, Я. Коласа, М. Горецкого с их романтическими произведениями, Я. Дроздовича с его фантастическими пейзажами. Любопытно, что Янка Купала говорил о фантастике буквально в ее нынешнем значении: «Применяя фантастику в своем творческом методе, писатели становятся пророками...». Дальше можно вспомнить имена Я. Мавра, Н. Гомолки, В. Шитика (именно с их произведений, наряду с Жюлем Верном и Гербертом Уэллсом, началась когда-то и моя любовь к фантастике). Как прием использовали ее писатели-реалисты К. Крапива, Г. Попов, А. Адамович, Б. Саченко. Однажды студенты Гродненского пединститута спросили Владимира Короткевича, не собирается ли он обратиться к фантастике. Писатель не только дал положительный ответ, но и рассказал о нескольких задуманных им книгах...
Радует, что весомую дань популярному жанру отдают «серьезные» писатели: П. Мисько, В. Маслюков, А. Бадак, Л. Рублевская, А. Федоренко, Р. Боровикова, А. Козлов и другие. Но главное, в фантастику пришла талантливая молодежь. Причем сконцентрированы фантасты не только в столице. Интересно пишут А. Алешкевич (Столбцовский район), А. Бычковский (Березино) и многие другие. Своеобразными центрами фантастики стали Гомель и Гродно.
Убежден: недалек тот день, когда фантастику будут преподавать в вузах, как уже происходит в некоторых странах. Ведь она настоящий кладезь идей. И во многих областях, например в экологии, генной инженерии, интеллектуальных технологиях, фантасты опередили ученых. Существует целая новая отрасль науки — футурология, прогнозирующая развитие событий в грядущие десятилетия и даже столетия. Но первыми футурологами, безусловно, были писатели-фантасты. Так что фантастика не может не быть востребованной в стране, создающей свой парк высоких технологий.
— В серии «Белорусская современная фантастика» обращает на себя внимание ее жанровое многообразие.
— В самом деле, здесь и научная фантастика, и фэнтези, и мистика, и боевик, и фантастический детектив.
Среди авторов и те, кто получил признание читателей еще в советские времена, и те, кто пришел в фантастический цех сравнительно недавно. Есть и те, кто получил широкую известность прежде всего как автор реалистических, детективных произведений. Так, в романе Николая Чергинца «Илоты безумия», посвященном злободневной теме международного терроризма, силам зла противостоят не только наши солдаты и офицеры, но и экстрасенсы и даже... пришельцы из космоса. Любителям фантастики, безусловно, знакомы такие имена, как А. Силецкий, Ю. Брайдер, Н. Чадович, Е. Дрозд, Н. Новаш и другие.
Серия стала настоящим подарком всем любителям литературы мечты. Читая вышедшие книги, понимаешь, что уровень фантастики растет, и не правы те, кто говорит о ее кризисе, закате. Все это дает основание говорить о белорусской фантастике как литературном явлении. Иначе и быть не может, ведь Беларусь поистине фантастическая страна! Она находится на стыке восточной и западной цивилизаций, у нее богатейшая история, культура, мифология, искусство.
— О чем ваша книга «Тотем»?
— Однажды, перелистывая любопытнейшую монографию белорусского ученого Альберта Вейника «Термодинамика реальных процессов», наткнулся на фразу: «Мир (и человек) устроен совсем не так, как мы думаем». Она и подтолкнула к написанию романа, герои которого вовлечены в череду невероятных событий, порожденных экспансией на планету Земля невообразимо чуждого человечеству инопланетного разума. В то же время сюжет основан на вполне реальных ситуациях из жизни. Мне хотелось показать, что за фантастическим антуражем, который сам по себе привлекателен для читателя, особенно молодого, всегда стоит человек, борющийся за извечные идеалы человечества: добро, справедливость, любовь.