Созвездие «Лiстапада»
Знаменитые персоны киномира заглянули в фестивальный Минск
О, Орнелла!..
Постсоветский зритель больше всего помнит итальянскую красавицу Орнеллу Мути, конечно же, по комедии «Укрощение строптивого», в которой ее героиня воспитывала Адриано Челентано, игравшего убежденного холостяка, женоненавистника и редкого грубияна. На экраны советских кинотеатров этот фильм вышел в 1983 году. Но и сегодня, почти 30 лет спустя, Орнелла хороша! А ведь в этом году ей исполнилось 55. К тому же она счастливая мать троих детей (у актрисы две дочери и сын) и уже давно стала бабушкой.
Итальянскую кинодиву иногда называют русской красавицей, и не без оснований. Отец Франчески Ривелли (настоящее имя актрисы) – неополитанец, но по материнской линии корни ведут в бывший СССР. Мать Орнеллы Мути – наполовину русская, наполовину эстонка, а бабушка актрисы родом из Санкт-Петербурга.
Между прочим, кино не единственное занятие актрисы. В 2008 году Орнелла запустила собственную ювелирную линию и открыла бутики в Риме, Милане, Париже, Москве и других городах.
«Вот что он со мной сделал!»
Во время встречи со зрителями народной артистки СССР Людмилы Гурченко одним из первых с букетом на сцену Дома кино вышел белорусский режиссер Виталий Дудин. Обняв Людмилу Марковну, он стал что-то шептать актрисе на ушко.
— Микрофон! – потребовали зрители.
Но о чем шептал Виталий Андреевич Людмиле Марковне, осталось неизвестно. А в микрофон актриса сообщила, что их связывает давнее «фантастическое дело».
Это было в 1992 году. Дудин снимал белорусско-российский фильм «Прощальные гастроли». Помните: четыре актрисы провинциального театра едут в одном купе на гастроли в Москву, и всех их связывает любовь к одному и тому же человеку – столичному режиссеру. На экране в этих ролях зрители увидели Людмилу Гурченко, Ольгу Остроумову, Нину Усатову и Светлану Рябову. Но первоначально квартет задумывался другим.
— Картина была уже практически готова, когда актриса, исполнявшая одну из четырех главных ролей, заболела. Срочно вызывают меня, и я, не видя ни одной из своих партнерш, за четыре дня сыграла эту роль. Вот что он со мной сделал! – рассказала Людмила Гурченко, принимая цветы от режиссера.
«Я хочу, чтобы песни звучали…»
«Мои года — мое богатство», «Проводы любви», «Вот и весь разговор», «Чито-грито»… Песни в исполнении Вахтанга Кикабидзе любят не меньше, чем сыгранные им роли. Знаменитый артист постоянно гастролирует. Объездил с концертами множество стран.
— А лет 10 назад я вдруг понял, что тех людей, с которыми я когда-то сотрудничал, поэтов и композиторов, нет уже в живых. Среди молодых авторов мне было трудно найти тех, чьи песни было бы интересно петь. Вот тогда и подумал: «А дай-ка сам попробую». Взял две бутылки водки, пошел в комнату и за ночь написал сразу пять песен – музыку и тексты. В общем, понял: если водка есть, все что угодно можно написать. Другое дело, кто это все будет читать и слушать. Но тут так удачно получилось, что все эти мои песни хитами стали, — рассказал журналистам в Минске артист.
Говорит, по поводу создания новых песен он теперь не переживает: если понадобится, сделает. Кстати, хорошо получаются у него не только песни. Недавно закончил новый сценарий, будет снимать кино, сейчас дописывает книгу. «А водку уже закончил пить вообще», — на всякий случай с улыбкой уточняет Вахтанг Константинович.
Эмир Кустурица во власти Достоевского
Почетный гость «Лiстапада», получивший одну из главных наград кинофестиваля – специальный приз Президента «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве», известный сербский кинорежиссер Эмир Кустурица рассказал журналистам, что сейчас находится под властью произведений Достоевского и задумал снять новый фильм.
В сценарии три истории, составляющие единое целое, и в них все почти по Достоевскому. Первая повествует о молодом режиссере, который хочет снять фильм и обращается за финансовой помощью к богатому человеку. Тот соглашается спонсировать проект, но, как выясняется, только при условии, если режиссер убьет его жену. Вторая история рассказывает о девушке из Белграда, которая играет Настасью Филипповну и которой однажды приходит мысль, что она должна забеременеть от внука Достоевского. Девушка приезжает к нему в Санкт-Петербург и рассказывает о своем желании. Третья притча повествует о том, где сейчас находится Иван Карамазов. Будучи человеком религиозным, в один прекрасный день он снимает рясу и встречает девушку, которая хочет родить ребенка от внука Достоевского. «Конец этой истории я вам не расскажу», — заинтриговал журналистов Эмир Кустурица.
В белорусской столице режиссер провел несколько дней.
— Я вдохновлен Минском. Он выглядит так, как я хотел бы, чтобы выглядели все европейские города. Я очень болею за Беларусь, это страна, которая очень умно принимает капитализм. Малые славянские страны делают большое славянское братство. У сербов и белорусов есть много хорошего. Так что можете считать, что у вас есть свой поклонник, — сказал Эмир Кустурица.
Делясь впечатлениями от встречи со студентами, которым в Белорусской государственной академии искусств он дал мастер-класс, режиссер отметил, что приятно провел время и вспомнил годы, когда сам учился в академии в Праге.
«Минуточку, за чей счет этот банкет?»
Этот вопрос героя легендарного фильма «Иван Васильевич меняет профессию», оказавшегося за уставленным роскошными яствами царским столом, весьма любопытен и в отношении «Лiстапада-2010». В какую сумму и кому обошлось проведение кинофестиваля?
Министр культуры Беларуси Павел Латушко не стал делать тайны из содержимого фестивального кошелька и рассказал корреспонденту БЕЛТА, что бюджет XVII Минского Международного кинофестиваля «Лiстапад-2010» составляет около Br 1 млрд. 400 млн. и по сравнению с прошлым годом он увеличен благодаря помощи ряда крупных белорусских компаний, интересующихся кино и готовых поддерживать культуру. По словам Павла Латушко, приблизительно 55—60 % денежных средств являются внебюджетными. Министр также отметил, что все звезды кинематографа, приглашенные на форум, приехали в Минск в большей степени за счет спонсорских средств.
Кстати, о звездах и цифрах. В кулуарах фестиваля ходили слухи, что однодневный визит Орнеллы Мути стоил «Лiстападу» более 40 000 евро, из которых 10 000 евро составила сумма чартерного перелета кинодивы, остальное — гонорар. А вот про знаменитого режиссера Эмира Кустурицу говорят, что его пребывание в Минске было безгонорарным.
На снимке: Орнелла Мути в окружении двух сопредседателей «Лiстапада» — Ростислава ЯНКОВСКОГО и Геннадия ДАВЫДЬКО.
Фото: Валерий ХАРЧЕНКО