Падают листья и стереотипы
Падают листья и стереотипы
Накануне открытия XVII Минского международного кинофестиваля «Лiстапад» главной интригой стал сам фестиваль: как обещали организаторы, в этот раз другим будет абсолютно все — от содержания конкурсных фильмов до формы общения гостей с публикой. Действительно, оценивать конкурсные картины теперь можно без прежней фиги в кармане — их уже вполне можно сравнивать между собой, и не только по количеству наград, присужденных на различных не всегда престижных кинофорумах. Слабых работ в программе нынешнего «Лiстапада» практически нет, и хотя не все из них титулованы фестивальными призами, каждая — заметное явление мирового кинопроцесса, вызвавшее немало дискуссий в Каннах, Венеции, Роттердаме и других знаковых для всякого киномана форумах. Зрителей же хоть и лишили права определять судьбу основных наград «Лiстапада», зато у них, наконец, появилась возможность почувствовать себя не сторонними наблюдателями, а самыми активными участниками процесса. После большинства показов публика тут же, прямо из зала, может задать любые, даже очень неудобные вопросы (и задает) режиссерам, исполнителям главных ролей или продюсерам, приехавшим погостить на минский кинофорум. Похоже, и правда, у «Лiстапада» появляется новый, особенный облик, свой, не похожий на другие «киноформат».
Если что и может подвести его организаторов, так только соблазн «поиграть во французскую жизнь», которая «нашим» по–прежнему не особенно удается, как было замечено еще в остроумном фильме Михаила Козакова «Покровские ворота». Увы, до Канн Минску пока далеко.
Очевидным это стало еще в день открытия фестиваля, когда вокруг красной ковровой дорожки, мокнущей под противным ноябрьским дождем, у Дворца Республики собрались минчане, ожидающие невиданного фестивального шоу. Ровно в 18.00 под приветственные звуки военного оркестра там появилась Нани Брегвадзе — и на этом шоу, по сути, закончилось. Появления следующих гостей любопытствующим пришлось ждать едва ли не час, пока зычный голос в микрофон не предложил «поприветствовать наших зарубежных гостей», безымянно шествовавших в этот момент по красной дорожке. Кто, из какой страны навестил наш фестиваль, до поры оставалось неясным...
Конечно, к финалу церемонии открытия прояснилась и эта интрига — на сцену Дворца Республики гости «Лiстапада» поднимались уже в блеске всех своих титулов и громких имен. Бессменный председатель кинофестиваля Ростислав Янковский торжественно передал свои полномочия Геннадию Давыдько, разбил о штатив кинокамеры традиционную тарелку с автографами прошлогодних гостей, прозвучал финальный гимн «Лiстапада», артисты стали спускаться в зал... И тут — сюрприз: оказывается, в Минск все же прилетела Орнелла Мути, любимая девушка Адриано Челентано в фильме «Укрощение строптивого». Конечно, публика простила ей опоздание, причиной которого стала нелетная погода. Простила и долгие минуты ожидания, заполняемые неловкими шутками ведущих церемонии, пока итальянская звезда готовилась появиться на сцене во всем своем блеске... Конечно, Мути была великолепна и, разумеется, стала главным событием первого фестивального дня — после такого–то появления! Но, на мой взгляд, столь повышенного внимания к своей персоне, актриса, пусть и постоянная почетная гостья Каннского кинофестиваля, но давно уже не дающая значительных поводов поговорить о своих ролях в кино, едва ли заслуживала. Особенно когда в зале были такие персоны как Шарунас Бартас, фильмы которого становятся неизменным потрясением мировых фестивалей. Или Вахтанг Кикабидзе, и сегодня создающий тонкое кино и успешно гастролирующий в десятках стран...
Стоит ли нашему «Лiстападу», хоть и остается он «фестивалем фестивалей», пытаться так поспешно копировать атрибуты престижнейших кинофорумов, когда достижения национального кинематографа пока более чем скромны? И так ли важно собрать в Минске всех тех, имена и наряды которых украшают ковровые дорожки в Каннах или Берлине, когда в современном кино есть и более любопытные персонажи? Вообще, если судить по первым фильмам «Лiстапада», у сегодняшних режиссеров намечается определенная тенденция: приглашать на главные роли в свои фильмы не профессиональных актеров, а людей, чей богатый внутренний мир убедительно заменяет на экране недостаток актерских навыков. К примеру, в жизни центральный герой нашумевшего фильма Левана Когуашвили «Прогульщики» — художник. Франсуа Озон доверяет ответственнейшую роль в своей картине «Убежище» музыканту... Кстати, Луи Ронан Шуази, прекрасно с этой ролью справившийся, не только рассказал своим минским зрителям все секреты Озона по созданию сценариев его фильмов и работе с актерами, но и устроил отличный концерт в, казалось бы, совершенно неприспособленном для этого кинотеатре «Победа». После того как зрители втащили в этот зал незапланированное программой творческого вечера пианино, отказать публике в желании послушать его песни Луи Ронан не смог...
Безусловно, нынешний «Лiстапад» обещает немало сюрпризов.
Автор публикации: Ирина ЗАВАДСКАЯ
Фото: Виталий ГИЛЬ