Кто работает — тот есть
Кто работает — тот есть
С 1 января театры и Белгосцирк заработают по–новому. Отныне Совмин каждой концертной площадке определил, сколько давать спектаклей в год. Только выполнение нормы гарантирует творческим коллективам получение господдержки — пресловутых дотаций.
Совет Министров 18 октября принял постановление, которым установил «виды нормативов» для организаций культуры. Предполагается, что, например, Большой театр должен провести не менее 240 спектаклей в год, Купаловский — не менее 280, а Белгосцирк — не менее 140 представлений. Только тогда они вправе рассчитывать на помощь из казны. В случае невыполнения нормативов выделенные из бюджета средства подлежат возврату государству. Впрочем, в экстраординарных случаях (при переезде в другое здание, капитальном ремонте, как, например, было до сих пор с цирком и с Купаловским театром) нормы могут быть уменьшены.
Понятие «норматив» творческих людей смущает. Однако Татьяна Бондарчук, директор — художественный руководитель Белгосцирка, пока не видит причин отказываться от этой меры, так сказать, принуждения к творчеству: «В сфере культуры пока немного инициативных менеджеров, и если не подстегивать некоторых работников необходимостью выполнять норму, то они просто перестанут шевелиться. Работа станет».
Саму Бондарчук подстегивать не надо. Она еще много лет назад готова была отказаться от госдотаций. Вверенное ей предприятие даже в экстремальных условиях всегда выполняло и перевыполняло норму.
— Пока здание Белгосцирка стоит на ремонте (его откроют к детскому «Евровидению»), мы ютимся в шапито у Национальной библиотеки. Было время, многие зрители не хотели идти на представление в это якобы непрестижное место. Те показатели, которых мы достигали в основном здании, в шапито оказались неподъемными. Мне самой приходилось изощряться, придумывать завлекательные рекламные лозунги. И все равно мы перевыполняли даже нынешние нормативы. Сейчас каждый месяц у нас в среднем планируется по 20 представлений. Но на самом деле никогда не было менее 30 спектаклей.
«У меня есть мотивация работать. И у каждого, кто любит свою работу, всегда будет желание вкалывать. А квалифицированный работник всегда еще и хорошо зарабатывает, — подчеркивает Татьяна Николаевна. — Но что хорошо для цирка, я думаю, не годится для театра».
Между тем Павел Поляков, гендиректор Купаловского, не собирается снижать обороты: «280 спектаклей сыграть для нас не проблема. Если брать показы на главной и Малой сценах, то в год мы даем около 400 представлений. Я думаю, что даже в период реконструкции нам не придется просить государство о льготах, уменьшении нормативов. Все рассчитано разумно: в году 365 дней, если вычесть выходные, праздники и отпуска, получится как раз то количество дней, которые театр работает, — вот и весь норматив. Это норма жизни».
Что и требовалось доказать. Кто работает — тот есть: живет и развивается.
Авторитетно
Павел Латушко, министр культуры:
— Норматив количества спектаклей (концертов, представлений, показов фильмов) установлен индивидуально с учетом работы за предыдущие годы и условий деятельности организаций культуры. К примеру, для государственных театров республиканской формы собственности определен показатель не менее 280 спектаклей в год. Данный показатель рассчитан исходя из 6–дневной рабочей недели, 30–дневного отпуска, 10 дней для выпуска минимум двух новых спектаклей (исходя в среднем из 5 дней на подготовку и выпуск 1 спектакля). Кроме того, учитывается специфика работы творческих людей: значительное физическое и эмоционально–психическое напряжение и, как следствие, необходимость большего времени для отдыха и восстановления сил. Положение о нормативах предусматривает, что полученные организациями культуры доходы от культурной и иных видов деятельности не будут влиять на объем бюджетных средств, выделенных в рамках нормативного финансирования. Наоборот, норма будет стимулировать организации культуры к увеличению собственных доходов.
Автор публикации: Виктор КОРБУТ