Это мы: Фамилия "без веса"

Источник материала:  
21.10.2010 11:46 — Новости Культуры
Имя Петра Подковырова нынешнему поколению мало о чем говорит. С его творчеством знакомы разве что люди, имеющие музыкальное образование, и те, кому сейчас далеко за пятьдесят. А ведь в середине прошлого века Подковыров был одним из самых ярких композиторов Беларуси, его мелодии часто звучали по радио, известные коллективы за честь считали исполнять классические произведения Петра Петровича. Хотя и в те годы ему приходилось преодолевать немало преград.Это мы: Фамилия "без веса"

Просматривая архив композитора, невозможно пропустить его заметку "Пять моих попыток написать произведения для Белорусского оперного театра", датированную 1957 годом, где Подковыров сокрушался по поводу того, что, несмотря на рекомендации Союза композиторов БССР и Управления по делам искусств ЦК КПБ, Оперный театр отказывался ставить его произведения. Его руководители ссылались на неактуальность тем, несовременность сюжета и, что самое абсурдное, "фамилию без веса".

Творческая судьба Подковырова действительно могла бы быть намного ярче, если бы он чаще стучался в закрытые двери, умел лишний раз напомнить о себе. Но он всегда оставался в тени. Пожалуй, опера "Павел Корчагин" - это тот единственный случай, когда он проявлял настойчивость. И это, в общем-то, неудивительно. Ей он отдал очень много сил, в общей сложности посвятил почти двадцать лет. Об этом он и писал министру культуры БССР Григорию Киселеву. "Меня обвиняют в неровности стиха. Но нельзя всех причесывать под одну гребенку… - строки из письма. - Мне хотелось бы уберечь оперу на последних стадиях ее сценического или радиорождения от скоропалительных экспериментаторских варьирований…" Киселев обещал разобраться в ситуации, поручал руководству театра внимательно рассмотреть и сообщить ему композиторские замечания. Что было дальше? Подробности история умалчивает. Но факт остается фактом: Оперный так и не поставил "Павла Корчагина".

Подковыров постучался в другую дверь, и ее открыли. В феврале 1962 года опера была записана на пленку и с тех пор стала звучать по Белорусскому радио. А еще через пять лет она все же была поставлена на сцене, пусть и не на той, о которой мечтал композитор. К 50-летию советской власти ее воплотили участники оперной студии Белорусской государственной консерватории. Вуза, которому он отдал почти тридцать лет своей жизни. Все это было, все это в памяти, все это мы…

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Белорусский портал TUT.BY благодарит сотрудников Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов (г. Дзержинск) за предоставленные материалы:

1. Киножурнал "Савецкая Беларусь", №1, 1958 г., режиссер: Л. Матусевич; операторы: М. Беров, Г. Лейбман, И. Пикман, В. Пужевич, С. Фрид, В. Цеслюк; киностудия "Беларусьфильм".
2. Киножурнал "Пiянер Беларусi", №3, 1965 г., режиссер-оператор: В. Шаталов; киностудия "Беларусьфильм".

"Это мы" - совместный проект белорусского портала TUT.BY и Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов (г. Дзержинск). В его рамках мы публикуем уникальные архивные видео-, фото- и аудиоматериалы, которые отражают малоизвестные страницы из жизни белорусов и Беларуси.

Читайте по теме:

Гэта мы: Невядомы Аўсяннікаў

Гэта мы: Невядомы Барадулін

Это мы: Восьмое марта в БССР

Это мы: Белорусы в ООН

Это мы: БССР накануне войны

Это мы: БССР накануне войны. Часть 2

Это мы: БССР накануне войны. Часть 3

Это мы: БССР накануне войны. Последние кадры…

Это мы: БССР 50 лет назад

Это мы: Война глазами операторов БССР

Это мы: Купаловский театр. Советская эра

Это мы: Неизвестный Цитович

TUT.BY - это мы…


←Андрис Лиепа – специальный гость TUT.BY

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика