Неподведенные итоги
Неподведенные итоги
Осеннюю афишу Национального академического драматического театра имени Я.Коласа украсила очередная премьера — трагикомедия «Квартет»... |
Если вспомнить небогатую на события недавнюю театральную историю, то стоит сказать, что художественного руководителя Национального академического драматического театра имени Я.Коласа Рида Талипова определенная часть труппы поначалу не приняла. Оказавшегося в схожей ситуации Анатолия Эфроса — учителя Талипова — сразил инфаркт: после отъезда Юрия Любимова ожесточенная труппа Таганки кого угодно довела бы до сердечного приступа. А Рид Сергеевич предпочел просто выпускать премьеры, как бы намекая недоброжелателям, что здоровья и нервов у него достаточно. Так, осеннюю афишу коласовцев украсила очередная премьера — трагикомедия «Квартет» по пьесе Рональда Харвуда — лирическое размышление о сущности искусства и неизбежности биологических законов.
Ворота классики
О премьере ниже. Пока же отступление. Дело в том, что уже в декабре Талипов выпускает «Врата бессмертия» по Кондрату Крапиве, пьесу, к которой, по–моему, никто не подступался лет 20 — 25. Кондово, мол. И морально устарело. Талипов затеял не просто возвращение одной из самых знаменитых советских вещей на сцену, а серьезное режиссерское и, что немаловажно, современное прочтение с настоящим фаер–шоу и современными спецэффектами. Вообще, по мнению постановщика, пора бы нам уже пустить в дело пласт советской белорусской драматургии и перестать делать вид, что в драматургии XX века мы никто и звать нас никак.
«Для меня «Трибунал» Андрея Макаенка — это наш «Король Лир», — высказывает свое видение витебский худрук, когда мы беседуем с ним перед премьерой. — Вы только вдумайтесь: вся семья Терешки решила, что он предатель, сотрудничающий с оккупантами. От него отказываются жена и дети, решают его утопить за предательство, да еще таким диким образом: посадить в мешок, связать и бросить в воду. Чем не шекспировские страсти? А Макаенок? Не он ли первый написал об отравляющей силе масс–медиа, о наступлении эпохи торгашества, жажды накопительства, разрушении семейных уз в «Затюканном апостоле»? По силе и мощи это не уступает лучшим вещам Дюрренматта. Макаенок, на мой взгляд, до сих пор нами не разгадан. А Крапива? Ведь о чем, собственно, «Брама неўмiручасцi»? О жажде вечной жизни. Посмотрите соответствующие телепрограммы: до какого идиотизма только не доходят люди сегодня в погоне за ней — вкалывают себе под кожу какие–то препараты, вводят стволовые клетки, засовывают себя в морозильные камеры с записочкой: «Просьба разморозить через 200 лет...» Не маразм ли? И у Крапивы по этому поводу в пьесе довольно–таки горький вывод, хотя обратите внимание, когда эта вещь была написана! И он уже в 70–е все это предугадал! Вывод такой: а достоин ли ты, человек, этой вечной жизни, к которой стремишься? Заслужил ли ты того, что требуешь? Или и в той вечной жизни останешься таким же приземленным и бескрылым существом? Этот вывод я намерен укрупнить и подчеркнуть. Потому что, честно признаюсь, схожие мысли терзают сегодня и меня».
Бремя страстей человеческих
Сегодня в своем новом спектакле «Квартет» по знаменитой пьесе драматурга Рональда Харвуда режиссер исследует природу театра и задается вопросом: достойны ли простые смертные доносить до нас, зрителей, высокие страсти, будучи не идеальными существами в реальной жизни? И вместе с драматургом отвечает: конечно же, достойны, ибо тот, кто ступил на святой путь искусства, уже априори прав. В спектакле находится место и юмору, и горечи, и ядовитому сарказму. Рональд Харвуд — тонкий знаток театрального искусства, когда–то он уже заставил нас плакать и смеяться над нескладным и незадачливым работником сцены из пьесы «Костюмер». Ее виртуозно поставил в Купаловском театре Николай Пинигин, человек, который за маской иронии, кажется, бесконечно влюблен в запах кулис. Истории, рассказанной Харвудом в «Пианисте» Романа Полански, рукоплескали Канны, одарившие трагедию гениального музыканта Шпильмана «Золотой пальмовой ветвью», и Американская киноакадемия, вручившая фильму «Оскар».
Харвуд, не выпячивая достоинства героев, в своих историях словно бы следует за ахматовским кокетливым признанием: «Когда б вы знали, из какого сора...» Это подкупает. Драматург лукаво добавляет: «Смотрите, из какого сора рождается театр, искусство, иллюзия». Мы следуем вслед за ним, довольные обнаруживаем в персонажах знакомые пороки — похоть, жадность, лень. Удивленно приподнимаем брови: «Так вы такие же, как и мы? Никакой разницы нет?» Но разница есть. Об этом пьесы Харвуда.
Герои «Квартета» — стареющие оперные звезды, коротающие дни в элитном доме престарелых, проводящие досуг между манной кашей и мармеладом. Дни их невыносимо скучны. Но вот в пансион прибывает бывшая жена одного из постояльцев — тоже бывшая прима. А тут еще появляется возможность на одном из ближайших концертов, который пройдет в день рождения Джузеппе Верди, исполнить любимый квартет из «Риголетто». Закручивается узел страстей...
В БДТ Николай Пинигин (как видим, пути талантливых пьес и режиссеров неизменно пересекаются, словно тропы опытных грибников в сырой чащобе) ставил «Квартет» со звездами театра. Главные роли там исполняли Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Зинаида Шарко, уже ушедший от нас Кирилл Лавров... В театре имени Я.Коласа актерский состав ничуть не уступает петербургскому.
«Квартет» — пьеса, подводящая итоги. Каждый актер здесь может сказать о чем–то своем. Одну из лучших своих ролей здесь играет народная артистка Беларуси Светлана Окружная. Сцена сумасшествия в ее исполнении — одно из самых сильных мест спектакля.
Новая постановка театра ни на йоту не скатывается в самодовольный бенефис, кривляние, капустник или скучную шахматную партию интеллектуалов, где все ходы известны наперед. Нет, это квартет сыгран так хорошо, что каждой нотой угадывается судьба. Помериться с ней силой — не об этом ли мечтает каждый актер?
Автор публикации: Валентин ПЕПЕЛЯЕВ