Быть Сергеем Шнуровым
Быть Сергеем Шнуровым
Внутре шоу–бизнеса |
Доброе время суток, уважаемые читатели! После почти годичного перерыва, связанного с поиском себя в этой жизни, когда автор некрасиво, без объяснения причин покинул корабль «СБ. Беларусь сегодня», он, частично прощенный коллективом газеты, делает попытку сбросить шкуру крысы, вернуться в лоно флагмана отечественной журналистики и опровергнуть самоотверженным трудом известное высказывание о «предавшем однажды». В общем, не бейте сильно и наберитесь терпения читать меня снова. По крайней мере, не пинайте так безжалостно.
Вот тут двое популярных российских музыкантов недавно шокировали своими песнями и клипами всю постсоветскую меломанскую общественность. Речь в нижеследующем материале пойдет, как вы наверняка догадались, о громком «конфликте» между фронтменом питерских групп «Ленинград» и «Рубль» Сергеем Шнуровым и рэп-рок-гуру Noize MC. Тем, кто не догадался, напомню, что первый выпустил трек «Химкинский лес», в котором высмеял ту истерию, которая приключилась вокруг испиаренной подмосковной темы; второй, не скупясь на ненормативную лексику, алаверды высказал свое мнение относительно морального облика партнера по сцене в композиции «Побрей звезду». Так что прошу вас прогуляться со мной в самое логовище шоу-бизнеса, как написали бы братья Стругацкие, — «в его внутре». И новую рубрику для этого сочиним — «Внутре шоу-бизнеса».
Часть I. По сути
Уж точно какую песню мне не сочинить, так это про Химкинский лес. И не дождаться в ответ на ненаписанное гневной отповеди от какого–нибудь дюже модного исполнителя. Но я не плачу. А наблюдаю, читаю, смотрю и вспоминаю.
Сергей Шнуров — тот еще «перец». И держать все его творчество за искреннее проявление чувств и эмоций, за выплеск на уши слушателя наболевшего — все равно что принять спорное, а подчас нецензурное граффити в лифте ну очень близко к сердцу. А потому давайте соблазнимся и будем рассматривать его инновационный скандальный хит, особо не заморачиваясь, не напрягая мозги. Для меня как для человека, редко насилующего себя вторыми и третьими планами и смыслами, нашумевший в меломанских и даже политических дубравах рэп «Химкинский лес» спокойно и уютно ложится в контекст того, чем Шнур занимается все годы своего песносложения. Это прямолинейный, ломовой, дубовый и, что отнюдь не редкость для местами эпатажного питерского музыканта, абсолютно циничный взгляд на то, что вдруг стало для общества как бы очень важным. Без осознания чего культурный и небезразличный к окружающему индивидуум вкушать, не подавившись, не может.
И вот уже в народ уходят переиначенные поговорки: «Чем дальше в Химкинский лес, тем больше там дров», «Химкинский лес рубят, химкинские щепки летят», «Сколько волка ни корми, все равно в Химкинский лес смотрит». А в «Википедии» возмущенная рука уже выложила всю необходимую информацию о сути спора двух субъектов. И лично я готов был бросить тут все свои дела и делишки и отправиться к своим братьям и сестрам по экологическому движению в защиту того, что дала нам природа, а какие–то негодяи все вытрясают и вытрясают из нее милости. Почему–то уверен, что и Сергей Владимирович тоже достал походный чемодан и купил билет на поезд. Но когда мне снова в новостях доложили о том, что то ли нужно охранять оазис демократии и цветения вековых сосен, то ли, наоборот, необходимо его срочно искоренить, на меня как–то снизошло наплевательское настроение. Я еще раз проник в логово интернета, выяснил, что не все так просто и криминально в вопросе «рубить или не рубить», что у фанатов глагола «рубить» тоже есть своя правда, и... успокоился. «А идите вы», — вспомнил я граффити в лифте. «Группу «Ленинград» надо бы собрать», — точно такая же идея захлестнула в этот момент Шнурова.
В результате и я никуда не рванул, и Сергей возродил свой ансамбль. И не просто возродил, а, как и положено большому и умудренному перформеру, откровенно ершисто записал песню о Химкинском лесе, отлупцевал в ней весь тот мейнстрим и ни пядью не был готов поступиться ради принципов и будущего своих детей.
Но щепки — они как люди. Не все из них любят, когда над ними посмеиваются, особенно если они находятся при исполнении важных обязанностей. И щепки двинули из своих рядов навстречу заре нонконформизма такое нехилое бревно, как Noize MC: он ведь при живом Шевчуке — Юрий Юлианович наших дней. Иван Алексеев (настоящие имя и фамилия, которые дали артисту мама с папой), не так давно прошедший закаливание собственного духа в пока еще не полицейском участке, за пару секунд силой своего тоже специфического таланта изваял почти фристайл «Побрей звезду». В треке он минимальным усилием мозга изматерил подставившегося Шнура так, что, думаю, Сергей обязательно возьмет в качестве плагиата для своих новых песен особенно яркие идиомы, с которыми даже он до того знаком не был. А Иван MC, как известно, личность всесторонне развитая и лауреатством отмеченная, то есть таких, как он, берут в космонавты и на оборону флоры и прочей фауны. «Рэппер рэпперу глаз не выколет», — гласит народная рэпперская пословица. Отстрелы друг друга представителями этого вида шоу–бизнеса давно в прошлом. Профессионалы читки сводят между собой счеты сегодня по–своему — так называемыми «диссами»: текстами, положенными на ритмическую музыкальную основу, в которых в доходчиво бесцеремонной форме указывают своим братьям по искусству, в чем и где конкретно те не правы. Лидер «Ленинграда» оказался конкретно не прав с Химкинским лесом и песней не о нем. Любители музыки застонали от удовольствия, видя эту бучу, интернет–трафик застонал, Шевчук в очередной раз сказал, что не знает, кто такой Шнуров, тот в ответ вмазал «батьке русского рок–н–ролла», но без особых и привычных оскорблений. А Химкинский лес все стоит и стоит себе, такой загадочный...
Часть II. Из истории «диссов» на Руси
Еще в мохнатые советские годы образцы такой критики визави, как «диссы» (условное название для тех времен), имели место, например, в российском роке. Говорят, что песня «Посвящение знакомому музыканту» группы «Машина времени» была обращена к ее бывшему участнику Евгению Маргулису, который ныне играет... в коллективе Андрея Макаревича. А тогда Андрей Вадимович приятеля не пожалел:
Ты раньше денег не считал,
Ты всех любил, когда играл,
И отдавал.
Теперь тебя не проведешь —
Ты не даешь, а продаешь,
И тем живешь.
И я спокоен лишь за то,
Что сейчас не сможет обмануть тебя никто,
Ведь ты теперь всегда готов к тому,
Что лучше это сделать самому.
А вот уже Борис Гребенщиков о «машинистах» 80–х:
Мы стали респектабельны, мы стали большими,
Мы приняты в приличных домах.
Я больше не пишу сомнительных текстов,
Чтобы вызвать смятенье в умах.
Мы взяты в телевизор,
Мы — пристойная вещь,
Нас можно ставить там,
нас можно ставить здесь, но
В игре наверняка — что–то не так.
Майк Науменко из «Зоопарка» тоже не всегда пылал любовью к старшим товарищам в лице Макаревича и Ко, а потому позволял себе поерничать:
Родион Романыч стоит на углу,
Напоминая собой Нотр-Дам.
Он точит топоры, он правит бритву,
Он охоч до престарелых дам.
Он с интересом наблюдает за дракой —
Это наш молодежный герой
Опять затеял битву с дураками,
Но бьется он сам с собой».
Питерцы из «Алисы» так вообще скопом простирнули земляков по рок–музыке:
Тоталитарный рэп — это «Аквариум»
Для тех, кто когда–то любил океан.
Тоталитарный рэп — это «Зоопарк»,
Если за решеткой ты сам.
Тоталитарный рэп — это «Аукцыон»,
Где тебя покупают, тебя продают.
Тоталитарный рэп — это «Джунгли»,
В которых, как ни странно, живут.
Тоталитарный рэп — это «Телевизор» —
Он правит нами, он учит нас жить.
Тоталитарный рэп — это «Кино»...
А Цой не постеснялся и кое–что про Константина Кинчева спел:
Все говорят, что мы вместе...
Все говорят, но немногие знают, в каком.
Что касается «из истории «диссов» на Беларуси», то грешили этим в основном сугубо альтернативные музыканты, имена которых мало что скажут искушенному шнуровыми и нойзами читателю. Совсем–совсем андерграунд–панк–формация Deviation не стала скрывать своих сомнений по поводу известного отечественного промоутера Виталия Супрановича, а в вещице «Дзiсс ад Please», которую исполнили лидеры групп P.L.A.N. и TESAURUS (в ней досталось А.Помидорову), припомнились выдуманные грехи белорусской музыкальной журналистской тусовке — пофамильно и огулом. А в остальном с «диссами» в нашей богатой на музыку талантами стране все хорошо: вырубленный Химкинский лес, слава тебе, Шнуров...
Автор публикации: Олег КЛИМОВ