Три вопроса критику
Три вопроса критику
К.Коллоди «Приключения Пиноккио» и А.Толстой «Золотой ключик» — это что, блуждающий сюжет?.. |
Хочу задать вопрос: К.Коллоди «Приключения Пиноккио» и А.Толстой «Золотой ключик» — это что, блуждающий сюжет?
З.В.Древин, г. Светлогорск.
Разумеется, в основе обеих книг сюжет один... Впрочем, об этом откровенно говорит сам Алексей Толстой в предисловии к «Золотому ключику»: читал, мол, в детстве книжку о Пиноккио, потом она потерялась, стал вспоминать... Вот и напридумывалось что–то по мотивам. По стопам Алексея Толстого пошли другие советские писатели, переписывавшие мировую классику для советских детей: Александр Волков переделал «Удивительного волшебника страны Оз» Фрэнка Баума в «Волшебника изумрудного города», Борис Заходер переписал истории о Винни-Пухе Александра Милна... Но то, что переводилось под именами «изначальных» авторов, тоже адаптировалось, в текстах истреблялись религиозные мотивы и идеализация «эксплуататорских классов», и пионеры, и октябрята не подозревали, что у Андерсена Герда пробралась сквозь буран к чертогам Снежной королевы благодаря силе молитвы. Ну а блуждающие сюжеты — явление древнее и вездесущее. В романе Короткевича «Дзiкае паляванне караля Стаха» усматривают интерпретацию «Собаки Баскервилей» Конан Дойла... А вспомним недавние скандалы, когда подавали в суд на Дэна Брауна и Джоан Роулинг за то, что их книги подозрительно похожи на чьи–то... В русскоязычном литературном пространстве интерпретаций Гарри Поттера хоть отбавляй. Целыми сериями выходят. То Таня Гроттер, то Порри Гаттер... Впрочем, утверждают, что в каждом времени создается множество произведений на одну тему, с похожими сюжетами... Но выживает, как правило, только одно.
***
Шаноўная Людмiла, мая суседка часта звяртаецца да мяне, каб я дапамагла яе сыну–школьнiку з рэфератамi па лiтаратуры цi з дакладам для канферэнцыi. Такое ўражанне, што хлопчык вучыцца ў iнстытуце, а не ў школе. Суседка кажа, што дзяцей вучаць па нейкай «дальтан–сiстэме». А што гэта такое, не ведаем.
А.Кiрылава. г. Магiлёў.
Насамрэч нiчога суперновага i страшнага ў школе вашага знаёмага школьнiка не адбываецца. Тэхналогiя Дальтан у выкладаннi з’явiлася яшчэ ў пачатку ХХ стагоддзя, яе прыхiльнiцай была Надзея Канстанцiнаўна Крупская. Пасля на доўгi час тэхналогiю гэтую ў савецкiх школах забылi, i вось цяпер яе ўжываюць у нас зноў, бо ў шматлiкiх краiнах свету яна дае выдатныя вынiкi. Тэхналогiя Дальтан называецца «асобасна арыентаванай», гэта значыць, забяспечвае iндывiдуальнае развiццё кожнага вучня i адначасова развiвае ў iм адказнасць перад грамадствам. Дальтан–план складаецца з трох кампанентаў: дом, заданне, лабараторыя — и будуецца на трох асноўных прынцыпах: свабода, самастойнасць, супрацоўнiцтва. На ўроках вучнi часта павiнны працаваць у камандзе, вучань мае права звяртацца па дапамогу да аднакласнiкаў, бацькоў, настаўнiкаў, бiблiятэкараў... Вось i да вас звяртаецца. Галоўны ж сродак выражэння гэтых прынцыпаў — навучальна–творчае заданне. Ладзяцца канферэнцыi, лабараторныя заняткi... Як на мой погляд, дык творчая праца i вопыт дыскусiяў куды лепей, чым звыклае завучванне i абмежаванасць тэкстам падручнiка.
***
Прочитал, что книги будущего — это книги, созданные по методике PULP. В чем их особенность?
Hitachi.
Не знаю, насколько именно система PULP застолбила за собой будущее, мне кажется, ничего особенно нового она собой не представляет. Это произведение, вывешиваемое кусками, по мере создания, в сети. Оно имеет кучу «довесков»: подробные описания героев, музыку, видеоролики, карты местности, где происходят события сюжетов — в общем, все, чем захочет сопроводить свое творение автор. Читатели могут тут же все комментировать, обсуждать и даже общаться с автором... Короче, напоминает обыкновенный фэндом — мир, созданный фанатами–фикрайтерами на любимый сюжет. Первый роман системы PULP уже появился в сети. Его автор (он же и инициатор проекта) — американский писатель Нил Стивенсон, специализирующийся в области фантастики. Роман называется «Монголиада» и рассказывает о нашествии ясно кого на Европу XIII века. Удовольствие погружения в эпоху монголо–татарского нашествия вовсе не бесплатно: годовая подписка стоит 10 долларов. Зато новые фрагменты будут появляться на специальном сайте каждую неделю. Продуктивность объяснима: Нил Стивенсон собрал целую команду авторов. Иное дело, составит ли «Монголиада» конкуренцию хотя бы «Унесенным ветром»? Сильно сомневаюсь.
Ваш критик — Людмила РУБЛЕВСКАЯ.
Присылайте свои вопросы и предложения на адрес: cultura@sb.by или в обычных письмах на адрес редакции.
Автор публикации: Людмила РУБЛЕВСКАЯ