Через что надо пройти, чтобы стать актером в Москве?
Год назад Вере с Любой исполнилось 17 лет. У них была мечта, амбиции и записная книжка с адресами ВУЗов. Сестры приехали из Минска покорять театральную Москву. Они верили в свою исключительность. Но, пестрящий афишами город в них не поверил – банальная история, правда, пока еще без финала…
В школе-студии МХАТ разбивать соперников локтями приходится в прямом смысле. На прослушивание из 1000 желающих попадает человек 300, кто-то прямо с вокзала: чемодан бросил и - в очередь, в артисты. В зал к экзаменатору входят по 10 человек. Процедура вполне демократичная. Но при виде режиссера Кирилла Серебренникова некоторые сразу впадают в ступор. От Островского у него уже изжога, а на Крылова – аллергия. Из-за обилия голых коленок и декольте – почти депрессия. Слово «нет» в анкете он пишет сам, а объявлять приговор отправляет ассистента.
Кирилл Серебренников, режиссер:
Многие думают, что быть артистом – это просто. Потому что некоторые артисты зачастую плохо, примитивно и просто играют. Кажется, что каждый так может.
В прошлом году обидное «до свидание» сказали и нашим героиням, Вере с Любой. Поначалу был шок, потом сняли комнату в общежитии, нашли работу: аниматорами на частных вечеринках. И снова – обивать пороги ВУЗов.
Вера и Люба:
Если постоянно извиняться и стесняться, то так и останешься внизу. Но мы по трупам не пойдем. Мы очень добрые, отзывчивые и всегда поможем. Но если нам кто-то начнет переходить дорогу, то мы себя в обиду не дадим.
Мы не остались в Минске и не поехали в российскую провинцию, потому что в Москве больше возможностей, больше шансов. Если в других городах ты останавливаешься, когда достиг уровня, то в Москве можно развиваться постоянно.
На черный день всегда есть макароны и крупа. На десерт – глазированные сырки. Родителей стараются особо не дергать: денег в семье не много, а детей – четверо. Одежду покупают по надобности, если что-то изнашивается.
Ответственный момент – подготовка к прослушиванию: таких симпатичных как они – много. Важно, чтобы запомнили. У Веры с Любой дела идут неплохо. Во ВГИКе сразу на третий курс , в ГИТИСе – на второй. Теперь вот Щучинское училище, как большинство абитуриентов, девушки пробуются во все театральные ВУЗы.
Поход во МХАТ Вера с Любой откладывали до последнего, подбирали репертуар. Курс здесь набирают экспериментальный, так что надо соответствовать. Судя по реакции комиссии – шансы у сестер есть.
Абитуриенты делят членов комиссии на злых и добрых. Про актрису Евгению Добровольскую говорят – мечта, а не экзаменатор, она внимательно слушает всех. К своим будущим студентам Евгения относится с каким-то не современным трепетом. Даже обижается, что те, кого сегодня с такими муками отбираешь, скоро начнут бегать по кастингам и пробиваться в шоу.
Евгения Добровольская, народная артистка России, актриса МХАТ им А.П. Чехова:
Почему же надо на людей думать, что они как Эллочка Людоедка, бросаются на все яркое, на яркую жизнь. Они же не идиоты, есть нормальные люди, которые знают, куда они идут. Иннокентий Смоктуновский в театр ездил на троллейбусе и ходил все время в одной шапочке. Какие деньги? Есть вещи не сравнимые.
Вопросы про звездность и гонорары ничего, кроме раздражения у актрисы не вызывают. Она проходит коридорам театра уже 17 лет. Начинала с Ефремовым , теперь, при Табакове , она – народная артистка России. Это для официоза, а для театралов, если играет Добровольская, значит, у спектакля есть какой-то статус. Про нее говорят, что характер сложный: с режиссерами спорит, на журналистов рычит. Судьба – на сериал хватило бы. Добровольская предпочитает, чтобы рыдали в зале и желательно от игры.
В идеальном мире – был бы только театр. Но надо содержать троих детей, но даже прима МХАТа на одну зарплату долго не протянет, сколько бы сыновья не входили в положение.
Евгения Добровольская, народная артистка России, актриса МХАТ им А.П. Чехова:
У меня был случай, когда средний сын веден маленького по театру к маме, потому что не с кем оставить. А маленький домой просится, а средний говорит: «Театр – твой дом»! Вот и все.
Театр – дом, кино – заработок. Если повезет, получится что-нибудь приличное. Сериалы актриса не то, чтобы не любит, но боится разменяться на халтуру. Коллег, вынужденных торговать лицом в какой-то степени жалеет.
Евгения Добровольская, народная артистка России, актриса МХАТ им А.П. Чехова:
В сериалах снимаются люди, которые не востребованы в театре, потому что съемки в сериалах требуют времени. Потом этот не нужный никому артист, проснувшись утром после сериала, становится звездой. Но он так и остался никому не нужным. Нигде он не может работать.
ВО ВГИКе предварительный отбор закончен. Начинается конкурс, из 3000 претендентов осталось 60. В их числе и наши героини Вера с Любой. На курс возьмут человек 20-25. Экзамен проходит за закрытыми дверями. Сначала кинопробы и фотопробы, потом проверят дикцию, пластику, вокал, воображение. За каждое слагаемое – баллы, от их суммы зависит многое, но не все.
****
В Тверском ТЮЗе сезон заканчивают пьесой «На дне». Спектакль имеет успех, монолог Насти (ее играет Ирина Титаренко) неизменно срывает овации. Актеры не расслабляются – у них еще гастроли. Труппа едет в районный интернат – благотворительная акция в рамках культурного воспитания молодежи, везут драму. Ирина является ведущей актрисой театра и в драме для детей играет старшего котенка. О том, как когда-то ездила завоевывать Москву, вспоминает с улыбкой.
Ирина Титаренко, актриса:
Мы все были в розовых очках, мол, приедем, и нас возьмут. Потому что у себя в городе мы были звезды, а в Москве мы обломились. Вся эта сказка куда-то пропала.
Зато теперь жизнь в прямом смысле сказочная. В репертуаре – Белоснежка, Дюймовочка, Зайчик. Без тени иронии говорит, что ей повезло. После окончания Ярославского училища ей предложили работу в театре. Семьи у нее нет, живет Ирина в 14 метровой комнате в общежитии, показывать ее она стесняется. Единственное место, где она чувствует себя как дома – театр, ключи от гримерки дают, не спрашивая пропуска. Низкая зарплата – самая эффективная профилактика звездной болезни.
Ирина Титаренко, актриса:
Зарплата у меня 300$. Но у артистов существуют всякие халтуры, подработки. Я работаю, например, в театре – убираю сцену. О московской большой сцене я сейчас не думаю. Амбиции стали меньше. Честно говоря, мне Москва по атмосфере не очень нравится. Там для меня все слишком быстро. Как-то душно мне там становится.
Пару лет назад были попытки пристроиться в сериалы, но кастинги выматывают, а дорога до Москвы не окупается.