Что делать, чтобы белорусы не разучились читать
22.09.2010 11:47
—
Новости Культуры
Прогнозы развития книжного рынка Беларуси неутешительны: выпуск книг сократится, мелкие и средние издательства разорятся, товарооборот в рознице снизится на 10-15%, так что книжным магазинам придется закрываться. "Завтра твоей страны" изучает спрос на книжную продукцию в поисках ответа на вопрос: как сделать так, чтобы белорусы не разучились читать.
За шесть месяцев текущего года в Беларуси выпущено шесть тысяч книг общим тиражом 20,5 млн экземпляров. Получается, всего по 2,1 экземпляра книжной продукции на каждого жителя страны.
-- И все же вопреки пессимистическим прогнозам, книга выдерживает пока соперничество с новыми средствами передачи информации, -- считает заведующая магазином "Раніца" ОАО "Могилевсоюзпечать" Ольга Алексеева.
В подтверждение этого тезиса она приводит данные опроса, который провели в книжных магазинах Могилева в мае. На вопрос: "В какой форме вы предпочитаете получать ту или иную информацию?" 95% респондентов от 15 лет и старше ответили, что покупают книги.
Привязанность белорусов к бумажным носителям информации подтверждает и статистика.
-- За 7 месяцев 2010 года процент роста товарооборота по книгам в торговой сети ОАО "Могилевсоюзпечать" составил по городу 144,4 %, по области --142%, -- говорит Ольга Алексеева.
Рост показателей специалист связывает с тем, что книготорговцы сами подогревают интерес читателей к тем или иным изданиям, а также быстро реагируют на растущий спрос.
Читателя больше интересует жизнь на Рублевке?
Заведующая системой публичных библиотек Могилева Галина Кравченко тоже отмечает, что пока число читателей заметно не уменьшилось. Самую многочисленную аудиторию составляют школьники (45,5 %), студенты (27%), читатели пенсионного возраста (15%).
Летом обычно читают литературу развлекательных жанров: фантастика, приключения, детективы и "дамские" романы. Пользуются спросом периодические издания. Студенты и школьники на каникулах отдают предпочтение произведениям из школьной программы и психологическим романам. Осень – пора делового чтения. Основными читателями становятся студенты и школьники с запросами на учебную и классическую литературу.
Галина Кравченко считает, что и в нынешних условиях можно изменять пристрастия читателей, комплектуя библиотечные фонды высокохудожественными произведениями зарубежных и отечественных авторов.
-- В результате некоторая часть наших читателей переключилась с "легкого чтива" на чтение серьезной литературы, – подчеркивает специалист.
А как на вкусы могут повлиять издатель и книготорговец?
-- Основная наша задача -- это реализация социально значимых книг белорусских государственных издательств, -- отмечает Ольга Алексеева. -- Эти издания представлены в приоритетном месте торгового зала, оформлены постоянно действующие выставки-продажи.
В то же время в торговой сети ОАО "Могилевсоюзпечать" находятся 28 тысяч наименований изданий. И только 1600 из них выпущены государственными издательствами.
В этой связи романистка Тамара Лисицкая поднимает вопрос о конкурентоспособности современной белорусской литературы:
-- Дело в том, что за известными российскими авторами тянется шлейф раскрученного издательства и другие возможности информационной поддержки, которые не может себе позволить издательство в Беларуси, -- отмечает Лисицкая. -- Кроме того, почему-то свое кажется читателю слишком обыденным и всегда больше интересует жизнь на Рублевке или в тех же ситуациях, но на Елисейских полях.
По мнению писательницы, белорусские издатели научились ярко, стильно и качественно оформлять книги – дело за продвижением.
Оценка "Завтра твоей страны"
Возможности по "раскрутке" книг в Беларуси оценивает Анатолий Атнагулов, директор издательства "Регистр", которое, год назад занялось выпуском художественной литературы современных белорусских авторов и, в отличие от государственных издательств, занимается также продвижением своей продукции.
За год в "Регистре" увидели свет книги Ольги Громыко, Леры Сом, Ники Батхан, Тамары Лисицкой, Сергея Климковича, Николая Чадовича и Юрия Брайдера. В производстве книга Юрия Татаринова, сборник Виктора Жабина.
-- Издать книгу несложно. Главное потом реализовать тираж, чтобы вернуть затраченные средства. Большая удача, если сам автор принимает в этом активное участие. На стадии переговоров о возможном издании произведений мы обсуждаем этот момент. Были случаи, когда приходилось отказываться от сотрудничества с автором, потому что он был категорически против интервью, фотографий, участия в презентациях и встречах с читателями, -- рассказывает Анатолий Атнагулов. -- Легче всего рекламировать книги и писателей в интернете. Но не все читатели в Беларуси имеют свободный доступ к Сети. Особенно актуальна эта проблема в глубинке.
Наше издательство, например, предлагает точкам продаж и библиотекам сопутствующее оформление к новой книге в виде плакатов, календарей. В тех магазинах, где позволяют площади, выставляются ролл-апы и крупные рекламные конструкции.
А вот СМИ часто рассматривают предложение опубликовать новость о книге или сведения об авторе как рекламный материал и выставляют счет. В стоимость книги затраты на продвижение заложены, но при небольших тиражах "художки" бюджет на продвижение не бесконечен, а завышать цену книги мы бы не хотели, поскольку наш проект по выпуску художественной литературы рассчитан на массового читателя.
За шесть месяцев текущего года в Беларуси выпущено шесть тысяч книг общим тиражом 20,5 млн экземпляров. Получается, всего по 2,1 экземпляра книжной продукции на каждого жителя страны.
-- И все же вопреки пессимистическим прогнозам, книга выдерживает пока соперничество с новыми средствами передачи информации, -- считает заведующая магазином "Раніца" ОАО "Могилевсоюзпечать" Ольга Алексеева.
В подтверждение этого тезиса она приводит данные опроса, который провели в книжных магазинах Могилева в мае. На вопрос: "В какой форме вы предпочитаете получать ту или иную информацию?" 95% респондентов от 15 лет и старше ответили, что покупают книги.
Привязанность белорусов к бумажным носителям информации подтверждает и статистика.
-- За 7 месяцев 2010 года процент роста товарооборота по книгам в торговой сети ОАО "Могилевсоюзпечать" составил по городу 144,4 %, по области --142%, -- говорит Ольга Алексеева.
Рост показателей специалист связывает с тем, что книготорговцы сами подогревают интерес читателей к тем или иным изданиям, а также быстро реагируют на растущий спрос.
Читателя больше интересует жизнь на Рублевке?
Заведующая системой публичных библиотек Могилева Галина Кравченко тоже отмечает, что пока число читателей заметно не уменьшилось. Самую многочисленную аудиторию составляют школьники (45,5 %), студенты (27%), читатели пенсионного возраста (15%).
Летом обычно читают литературу развлекательных жанров: фантастика, приключения, детективы и "дамские" романы. Пользуются спросом периодические издания. Студенты и школьники на каникулах отдают предпочтение произведениям из школьной программы и психологическим романам. Осень – пора делового чтения. Основными читателями становятся студенты и школьники с запросами на учебную и классическую литературу.
Галина Кравченко считает, что и в нынешних условиях можно изменять пристрастия читателей, комплектуя библиотечные фонды высокохудожественными произведениями зарубежных и отечественных авторов.
-- В результате некоторая часть наших читателей переключилась с "легкого чтива" на чтение серьезной литературы, – подчеркивает специалист.
А как на вкусы могут повлиять издатель и книготорговец?
-- Основная наша задача -- это реализация социально значимых книг белорусских государственных издательств, -- отмечает Ольга Алексеева. -- Эти издания представлены в приоритетном месте торгового зала, оформлены постоянно действующие выставки-продажи.
В то же время в торговой сети ОАО "Могилевсоюзпечать" находятся 28 тысяч наименований изданий. И только 1600 из них выпущены государственными издательствами.
В этой связи романистка Тамара Лисицкая поднимает вопрос о конкурентоспособности современной белорусской литературы:
-- Дело в том, что за известными российскими авторами тянется шлейф раскрученного издательства и другие возможности информационной поддержки, которые не может себе позволить издательство в Беларуси, -- отмечает Лисицкая. -- Кроме того, почему-то свое кажется читателю слишком обыденным и всегда больше интересует жизнь на Рублевке или в тех же ситуациях, но на Елисейских полях.
По мнению писательницы, белорусские издатели научились ярко, стильно и качественно оформлять книги – дело за продвижением.
Оценка "Завтра твоей страны"
Возможности по "раскрутке" книг в Беларуси оценивает Анатолий Атнагулов, директор издательства "Регистр", которое, год назад занялось выпуском художественной литературы современных белорусских авторов и, в отличие от государственных издательств, занимается также продвижением своей продукции.
За год в "Регистре" увидели свет книги Ольги Громыко, Леры Сом, Ники Батхан, Тамары Лисицкой, Сергея Климковича, Николая Чадовича и Юрия Брайдера. В производстве книга Юрия Татаринова, сборник Виктора Жабина.
-- Издать книгу несложно. Главное потом реализовать тираж, чтобы вернуть затраченные средства. Большая удача, если сам автор принимает в этом активное участие. На стадии переговоров о возможном издании произведений мы обсуждаем этот момент. Были случаи, когда приходилось отказываться от сотрудничества с автором, потому что он был категорически против интервью, фотографий, участия в презентациях и встречах с читателями, -- рассказывает Анатолий Атнагулов. -- Легче всего рекламировать книги и писателей в интернете. Но не все читатели в Беларуси имеют свободный доступ к Сети. Особенно актуальна эта проблема в глубинке.
Наше издательство, например, предлагает точкам продаж и библиотекам сопутствующее оформление к новой книге в виде плакатов, календарей. В тех магазинах, где позволяют площади, выставляются ролл-апы и крупные рекламные конструкции.
А вот СМИ часто рассматривают предложение опубликовать новость о книге или сведения об авторе как рекламный материал и выставляют счет. В стоимость книги затраты на продвижение заложены, но при небольших тиражах "художки" бюджет на продвижение не бесконечен, а завышать цену книги мы бы не хотели, поскольку наш проект по выпуску художественной литературы рассчитан на массового читателя.