Есть только миг. Параллели

Источник материала:  
16.09.2010 09:05 — Новости Культуры
Сегодня в 17.00 в галерее "Панорама" Национальной библиотеки Беларуси открывается фотовыставка "Параллели". Читатели TUT.BY могут виртуально познакомиться с частью работ и успеть на открытие. 

В рамках белорусско-французского фотопроекта "Параллели" три фотографа - Тьерри Клеш, Ольга Лойко и Виктор Байковский - раскрывают свой особенный образ Города и городского момента. Поддерживая и развивая теорию "решающего момента", они стараются приоткрыть завесу хрупкого и едва ощутимого мира света и тени, отражений, размытых силуэтов, чтобы найти и определить место человека в городском пространстве.

Силуэт соприкасается с эмоцией, взгляд уходит в свое отражение, разрушая барьеры и стереотипы. Объединенные чувством отраженности города в человеке и человека в городском пространстве, французский фотограф Тьерри Клеш и белорусские фотографы Ольга Лойко и Виктор Байковский создают новые виртуальные и фотографические параллели.

Разрушая и "реанимируя" город своим фотографическим взглядом, они ушли от ярких туристических изображений и глянцевых пейзажей, чтобы найти себя в черном и белом, увидеть тень и свет, связь и хаотичность деталей
, замкнутых в пределах одного городского пространства.

Но фотография не изолирована. В разное время в разных городах и странах фотографы с различным опытом и стилем попадают под влияние схожих эмоций и впечатлений. Так рождаются параллели. Сначала виртуальные - между архитектурой и человеком, материалом и душой, состоянием и эмоцией. Затем фотографические - в рамках белорусско-французского фотопроекта "Параллели" - между городами и культурами, что и легло в основу совместной выставки трех авторов.
 

Тьерри Клеш (Thierry Clech) родился в 1965 году в Бретани, Франция. Автор фотокниг "Deja vu" (с Филиппом Жэнада), "Imprimer le monde" (с Бернаром Шамбазом), подготовленной к печати фотокниги “Стамбул” (с Людовиком-Стефаном Улиссом). Начинал свой творческий путь как журналист, в частности, кинокритик журнала "Cahiers du cinema", работал сценаристом и преподавателем. В настоящее время живет в Париже, активно участвует в выставках и фотопроектах, совершает фотопутешествия по странам и континентам (Марокко, Испания, Италия, США, Сенегал, Мексика, Португалия, Турция, Кипр, Бали, Гонконг, Бельгия, Индия).

Есть только миг. Параллели

Его фотографии несут в себе всю необычность, сюрреализм, меланхолию и забавность ситуаций, которые происходили на его глазах во время путешествий. Но особую атмосферу душевности, ностальгии и современного реализма создает серия фотографий "Sans Défense" ("Беззащитные перед городом"), посвященная кварталу Дефанс, Париж.

Есть только миг. Параллели

Во французском языке это название означает также "защита". Оказавшись во власти строгих стеклянных зданий, серого цвета офисов и сухости языка деловых костюмов и условностей, люди подсознательно стремятся нарушить заданные очертания и конструкции, создавая на их основе свое - иррациональное: отражения, силуэты, линии, копии изображений. Так они становятся персонажами фотографий Тьерри Клеша, незаметного и быстрого наблюдателя, который подмечает изящество и красоту архитектуры Дефанса.

Есть только миг. Параллели

Не случайно фотографии из серии "Sans Défense" выставляются впервые в Беларуси именно в Национальной библиотеке - ее архитектура полностью соответствует языку Дефанса и автоматически становится еще одним участником параллельного пространства.

Есть только миг. Параллели

Есть только миг. Параллели

Есть только миг. Параллели

Есть только миг. Параллели

Виртуальное знакомство французского фотографа и белорусских участников - Ольги Лойко и Виктора Байковского - произошло посредством языка фотографий, в сочетании которых есть что-то от "евклидовой геометрии" - пересечение параллелей. Поэтому особенно интересным представляется мнение Тьерри Клеша о снимках белорусских фотографов:
 
"В фотографиях Ольги прекрасно то, что человек на них непременно возвращается к своему одиночеству (ее персонажи часто уединенные и, даже находясь в рамках одного кадра, кажутся потерянными, ушедшими в себя, свои мысли и проблемы). Отсюда постоянная меланхолия. Отсюда также ощущение хрупкости и беззащитности людей, представленных в разных жизненных обстоятельствах, тонкие силуэты которых зачастую резко диссонируют с окружающим их миром. Такое сочетание меланхоличного восприятия мира и графической аккуратности в построении композиции придают фотографиям Ольги неповторимость".

Ольга Лойко родилась в 1978 году. С 1997 года работает в научной журналистике. Увлеклась фотографией три года назад. Участвовала в коллективных фотовыставках, призер республиканских фотоконкурсов, в 2010 году - автор персональной фотовыставки в НФК "Минск", участник медиапроекта “Q.E.D”!

Есть только миг. Параллели

Есть только миг. Параллели

Фотографии Ольги Лойко неотделимы от нее самой, чутко реагирующей на особенности окружающего мира и одновременно на внутреннюю напряженность человека. Четкость мысли, философская сосредоточенность взгляда, умение получать радость от процесса поиска – она всегда открыта для восприятия чего-то нового и смотрит на события глазами ребенка-первооткрывателя. Выражая свои впечатления в рассказах, путевых заметках и "пойманных" кадрах, Ольга подчеркивает, что главное в фотографии - это честность перед самим собой и зрителем. Кредо Ольги остается простым, но не так легко признаваемым многими: "Фотографии нельзя научиться, ее можно только полюбить".

Есть только миг. Параллели

Есть только миг. Параллели

Есть только миг. Параллели

Есть только миг. Параллели

Есть только миг. Параллели 

Виктор Байковский родился в 1967 году. Фотографировать начал еще в детстве, но более серьезное понимание и восприятие фотографии пришло гораздо позже. Живет и работает в Бресте. По специальности программист. Участник коллективных фотовыставок, призер республиканских и международных фотоконкурсов.

Есть только миг. Параллели

Виктор Байковский не ограничивается рамками одного фотографического жанра, он с радостью включается в процесс поиска и изучения всего, что происходит вокруг. Накапливая информацию и обмениваясь опытом с другими влюбленными в фотографию исследователями, он все дальше отодвигает рамки требований к себе. Виктор увлечен не столько процессом съемки, сколько самой фотографией, ее содержанием и формой, способом подачи момента. Его фотографии, как и сама жизнь, метафоричны и неоднозначны, многослойны и открываются постепенно, а иногда уверенно бьют реализмом и прямолинейностью. Репортажные и постановочные фото, городские и сельские пейзажи - Виктор ставит под сомнение каждую фотографию, чтобы затем конкретизировать ее и показать зрителю свой собственный взгляд. 

Есть только миг. Параллели

Тьерри Клеш:
"У Виктора есть желание постичь всю визуальную необычность мира и одновременно экспериментировать с техническими возможностями используемого им языка (кадрирование, наслаивание изображений, выдержка, эффект размытости и т.д.), который он интерпретирует по своему, искажая и приспосабливая к своему восприятию действительности. В результате появляются изображения удивительные и загадочные, иногда смущающие своей нереальностью, но это именно видение автора, балансирующее на грани реализма, абстракции и выдумки. Глядя на фотографии Виктора, никогда нельзя быть уверенным, что видишь то, что думаешь видеть. Это позволяет на некоторое время избавиться от привычных нам схем и банальности визуального восприятия". 

Есть только миг. Параллели

Есть только миг. Параллели

Есть только миг. Параллели

Есть только миг. Параллели

Есть только миг. Параллели

Есть только миг. Параллели
 
Цель проекта – объединить творчество белорусских и французского фотографов в рамках одной концепции, показать единство образов города и городского жителя, который одновременно близок и отчужден от общей урбанистической обстановки. Ведь горожанин отдает городу всего себя, сливаясь с ним и становясь его частью, наполняет своими переживаниями и эмоциями все городское пространство. Он оставляет свой след не только как создатель антропогенных пейзажей и архитектурных сооружений, но и как важное звено его внутреннего духовного содержания.

Фотограф снимает свои истории
, органично вливаясь в ритм города. Вместе с этим он стремится пропустить это через свое мироощущение и восприятие окружающей действительности, переосмыслить, преодолеть ограничения, заложенные в геометрических формах городской архитектуры. Он создает композицию в рамках одного изображения, основываясь на уже существующих элементах городской инфраструктуры, видоизменяет и трансформирует образ и силуэт города, преподнося его зрителю с другой стороны, невидимой для большинства, открывая новое в привычных вещах.

Проект вписывает белорусское искусство фотографии в европейский контекст, может служить базой для новых совместных проектов и способствовать развитию межкультурных связей в целом, в области фотоискусства в частности.


Выставка продлится до 6 октября. Автор проекта Юлия Новик.

Читайте по теме:

Есть только миг. С днем рождения, Победа!
Есть только миг. Между белым и черным
Есть только миг. Брюссельская выставка фотохудожника Юрия Иванова
Ёсць толькі імгненне. Амерыка вачыма беларусаў
Ёсць толькі імгненне. Картина маслом
Есть только миг. 25 секунд Пьера Анри


TUT.BY приглашает к сотрудничеству кураторов галерей, авторов. Ваша выставка тоже может попасть в проект "Есть только миг". По всем вопросам пишите на адрес ta@tutby.com.

←Обновленная ATLANTICA покоряет мировые танцполы

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика