Удочка для творческого коллектива

Источник материала:  

Удочка для творческого коллектива

С нового года государство предоставляет организациям культуры дополнительные льготы, больше свободы для маневра в финансовых вопросах...

Удочка для творческого коллективаНаше искусство пока что убыточно. Факт, с которым не поспоришь. Продержаться на плаву самостоятельно, без господдержки, не способны сегодня ни театр, ни кинотеатр, ни музыкальный салон... Есть шанс эту тенденцию переломить. С нового года государство предоставляет организациям культуры дополнительные льготы, больше свободы для маневра в финансовых вопросах. Возможность выхода на самоокупаемость.


Согласно Указу Президента № 457, отменяется регулирование Министерством культуры цен на 25 процентов билетов государственных театрально–зрелищных организаций. Кроме того, филармонии, театры, кинотеатры, а также зоопарки и парки культуры и отдыха освобождаются от обложения налогом на прибыль. И вдобавок получают право направлять свои доходы, оставшиеся после покрытия расходов и выплат в бюджет, в собственные фонды накопления. Из этих «копилок» каждая творческая структура сможет тратить деньги на закупку оборудования, на новые постановки, на повышение зарплат сотрудникам. Государство, в свою очередь, обещает не жалеть субсидий тем, кто научится зарабатывать деньги... Своего рода игра на выживание. Но честная игра. Если говорить образно — государство дает удочку. А людям творческим предстоит научиться ловить рыбу... С этим согласны собеседники «СБ» — руководители Белгосфилармонии, гродненского театра кукол и минского «Киновидеопроката»...


Концерт по заявкам


Каждый вторник Александр Гарбар, гендиректор Белгосфилармонии, собирает руководителей отделов, юристов, бухгалтеров, чтобы подвести итоги работы за неделю и узнать, как растут доходы каждого из 19 коллективов и 40 исполнителей, входящих в штат.


— Моя задача — поднимать сотрудникам зарплату, которая у нас сейчас в среднем составляет 980 тысяч рублей, — у Александра Валентиновича четкая программа действий. — Чтобы люди не бегали во второй, третий оркестр, а получали достойное вознаграждение на основной работе. В указе Президента есть очень важный пункт — о фондах накопления. Если они вырастут, я реально смогу увеличить жалованье сотрудникам!


В этом году филармония финансируется государством на 77 процентов. Остальное — собственные доходы. И уже сейчас очевидно: своих денег становится все больше. С 1 января по 31 июля доходность Белгосфилармонии выросла на 151 процент, на 117 процентов увеличилось количество зрителей, на 121 процент стало больше концертов...


Однако билеты в музыкальные залы по–прежнему дешевые: в среднем от 6 до 15 тысяч рублей. Но освобождение от 25–процентного распределения социальных «пропусков» на концерты, считает Александр Гарбар, для филармонии не очень актуально:


— Если сделать билеты дороже, потеряем зрителя...


Взаимные чувства


— Гродненский областной театр кукол — самый посещаемый из всех наших кукольных театров, — подчеркивает его директор Александр Игнатенко. — И прибыль растет: за прошлый год мы заработали 195 миллионов рублей, в этом году выручка будет не менее 250 миллионов.


Несмотря на то что доходы растут, театр по–прежнему убыточен: в нынешнем году дотации составляют 725 миллионов рублей. Однако этих денег хватает лишь на то, чтобы выплатить зарплату и покрыть расходы на коммунальные услуги. На новые декорации, ремонт оборудования, даже на гастроли приходится искать средства самим. Или брать из фонда накопления, который уже сейчас существует и спасает. Но на зарплату там уже почти ничего не остается. А она в среднем — 629 тысяч рублей. Негусто...


— Если мы хорошо работаем, план перевыполняем, то рассчитываем, что государство компенсирует наши транспортные расходы, командировки, а мы используем деньги из фонда накопления на зарплаты актерам, — продолжает Александр Игнатенко. — Я, конечно, могу установить коммерческие цены на билеты. Но я же знаю покупательную способность нашей публики...


Семейный бизнес


Из–за этой самой «способности», а точнее, неспособности, Василий Коктыш, генеральный директор УП «Киновидеопрокат» Мингорисполкома, не может увеличить выручку. И соответственно повысить зарплату своим сотрудникам. В этом году она в среднем составила 840 тысяч рублей. А это обстоятельство не дает сделать еще один шаг: к основательной модернизации всех кинотеатров. Несмотря даже на то, что сегодня «Киновидеопрокат» практически не получает дотаций от государства, вышел на самоокупаемость.


Указ Президента, полагает Василий Петрович, даст возможность повысить рентабельность кинотеатров, которая за семь месяцев этого года составила 5,9 процента.


— Но разворачиваться по полной, подняв цены на билеты, пока рано, — в этом Коктыш убежден. — Нужно ждать, когда поднимется та самая покупательная способность зрителей... В последнее время в кинотеатры очень часто стали приходить семьями. Растерять эту публику ни в коем случае нельзя, даже рискуя потерять часть прибыли.


Словом, творческие организации не спешат «задирать» цены и переходить на рыночные рельсы, хотя такие возможности у них, судя по всему, вскоре появятся. Все понимают: искусство не может существовать без зрителя. Именно он будет в конечном счете влиять на прибыль театров и музыкальных залов.


Взгляд со стороны


Владимир Кубышкин, продюсер:


— Традиционные жанры национальной культуры не выживут без госсубсидий и налоговых льгот. Главное, чтобы эти средства шли по назначению. С другой стороны, я слышу, как многие люди искусства жалуются, что вот, мол, артист, а себе на квартиру не может заработать, денег мало платят. Если артист работает в филармонии, то получает там зарплату согласно штатному расписанию. А вечером, если ему мало, может подработать в кавер–бэнде. Так делают все. Чего жаловаться на судьбу? Человек сам выбрал себе профессию...

Автор публикации: Виктор КОРБУТ

←Музыки свет

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика