Ярмарка без тщеславия
Ярмарка без тщеславия
23-я Московская международная книжная выставка-ярмарка прошла на фоне подавленного настроения у книгоиздателей: по данным «Роспечати», за первое полугодие 2010 года количество выпущенных в России книг заметно снизилось.
Нельзя сказать, что на ярмарке посетителей пугали пустые прилавки и поросшие паутиной стенды. Все вроде бы на месте: привычное изобилие (200 тысяч наименований от полутора тысяч издательств), толкотня, беспрерывные «круглые столы» с самыми изощренными темами («От творческой импровизации к культурологическому феномену», «20 лет РФ: культурная революция или культурная девальвация?»). Гости ярмарки тоже вполне статусные – писатель Владимир Войнович, поэт Евгений Евтушенко, музыкант Андрей Макаревич, финансист Виктор Геращенко, историк Эдвард Радзинский и даже Михаил Горбачев.
Гораздо сложнее дело обстоит с содержанием. Ярмарка не порадовала открытиями – трудно найти хотя бы одну более или менее свежую книгу, способную претендовать на явление в современной российской литературе. Это не значит, что нет интересных новинок, их много – «Письмовник» Шишкина, «Лада или Радость» – дебют Тимура Кибирова в прозе, сборник пьес «Медведь» Быкова и еще дюжина новинок от менее известных, но вполне уважаемых авторов. Все это хорошие книги, но читатель очень соскучился по литературе, переваривающей современную реальность, по открытиям, каким в свое время стало «Поколение «П» Пелевина или «День опричника» Сорокина. Даже в нише «попсовой» литературы, где еще пару лет назад резвились вдохновленные Бегбедером разоблачители гламура, царит застой и уныние.
Отчасти это, наверное, можно объяснить общим социальнополитическим застоем в стране: если нет новой реальности, не возникает и желания ее осмысливать. И это не вина организаторов ярмарки, что на нонфикшн ходить стало както интереснее. Такое уж, видимо, правило, что если на улице брежневский застой, то и литература превращается в пережевывание банальностей, читать которые тоскливее, чем инструкцию по ремонту тостера.
С большой буквы
В этом году впервые Московская книжная выставка–ярмарка принимала Беларусь в качестве почетного гостя. Расположенная в центре огромного выставочного павильона, наша экспозиция стала самым популярным местом выставки. 40 ведущих издательств страны представляли здесь свою продукцию. К примеру, такую редкую книгу, как факсимильное издание «Радзiвiлы. Альбом партрэтаў. XVIII — XIX cтагоддзi». Она издана на трех языках — белорусском, русском и английском — и содержит 165 портретов представителей самого знаменитого магнатского рода на белорусской земле с подробными биографиями.
Событием ярмарки стала презентация факсимильного издания уникального памятника белорусской письменности — Слуцкого Евангелия XVI века. Оно считалось пропавшим с 1941 года. Рукописный памятник, символ Беларуси, искали в Германии, Америке, России. Рукопись священнику из Минска перед смертью передала прихожанка. Сегодня реликвия находится в собственности Белорусской православной церкви — в личной библиотеке митрополита Филарета. Евангелие изучили, его факсимильное издание, являющееся точной копией рукописного памятника, сделало его доступным для всех.
Белорусская делегация также передала в дар Российской государственной библиотеке редкие подарочные издания. Сертификат на 100 книг, изданных по проекту «Беларусь сегодня», директору библиотеки Александру Вислому вручила первый заместитель министра информации Лилия Ананич. В собрание включены книги, презентующие Беларусь: красочные иллюстрированные издания, энциклопедическая и справочная литература о достопримечательностях страны.
В свою очередь, главная российская библиотека открыла для белорусских коллег доступ к электронной версии библиотеки диссертаций. Теперь к массиву научных знаний Российской Федерации можно прикоснуться нажатием клавиши на компьютере в читальном зале Национальной библиотеки в Минске.
Роман Доброхотов, Татьяна БОРИСОВА.