Культура ждет волонтеров и спонсоров
30.08.2010
—
Новости Культуры
Учреждения культуры активизируют работу после летнего затишья. О состоянии сферы культуры и ее проблемах с заместителем министра культуры Тадеушем СТРУЖЕЦКИМ беседует корреспондент "БР".- В последние годы произошли изменения в лучшую сторону в том, что касается материально-технической базы учреждений культуры, - сказал Т. Стружецкий. - Важную роль сыграла Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг., в которой довольно полно была представлена поддержка развития культуры в сельской местности.
Самое главное - у нас улучшен кадровый потенциал отрасли за счет увеличения количества специалистов с высшим и средним специальным образованием. В Беларуси сохранена сеть клубных учреждений, библиотек, музеев, увеличилось количество музеев за счет создания новых, в том числе и филиалов республиканских музеев. Расширилась сеть учебных заведений культуры и искусств за счет создания новых детских музыкальных, хореографических школ, школ искусств.
Сохранилась сеть театров, концертных организаций, хотя средний показатель этих учреждений культуры на тысячу человек у нас меньше, чем в других странах. В целом, наши учреждения культуры способны удовлетворять самые разнообразные запросы населения.
Проблемы, конечно, есть. Многим зданиям необходим капитальный или текущий ремонт, сегодня требуется современное переоснащение материально-технической базы, особенно в библиотеках, где необходима более широкая компьютеризация, подключение к сети Интернет и т. д. Но это процесс развития, и при соответствующих экономических условиях эти вопросы будут решаться.
Надо учитывать, что у нас более 90% учреждений культуры - государственные, а это большая нагрузка на республиканский и местные бюджеты. С каждым годом полностью обеспечивать содержание сети учреждений культуры становится все тяжелее. Поэтому учреждения культуры зарабатывают деньги за счет введения платных услуг.
К сожалению, формальное доведение объемов платных услуг для учреждений культуры сегодня все чаще играет негативную роль, поскольку сковывает инициативу их сотрудников, вынуждает людей заниматься большей частью развитием платных услуг, не всегда связанных с их основной профессиональной деятельностью.
Мы доказываем на всех уровнях, что учреждениям культуры не нужно доводить объемы платных услуг; сегодня они сами заинтересованы в их развитии. Надо понимать, что и дальше бюджет не в состоянии будет обеспечивать стопроцентное финансирование учреждений культуры, значит, они должны иметь возможность привлекать другие средства, в том числе спонсорские. К сожалению, существующее законодательство на сегодняшний день этот процесс не стимулирует.
Мы внесли в правительство соответствующие предложения об улучшении работы учреждений культуры, в том числе и о том, чтобы создать более благоприятные условия для привлечения средств инвесторов, спонсоров, частных средств. Такая практика существует в зарубежных странах, и мы должны к ней прийти, причем чем раньше, тем лучше.
Сейчас активно проводится реставрация ряда объектов, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, планируется создание новых музеев и музейных экспозиций. Я думаю, что в ближайшей перспективе более активно начнут создаваться частные музеи. Главное - для этого есть законодательная база.
- А как обстоит дело, например, с выделением помещений для частных музеев? Насколько благоприятны в целом условия для их работы?
- Все зависит от понимания на всех уровнях роли этих музеев, потому что для посетителей принадлежность музея не имеет значения. Есть в мире государственные и частные музеи. И те и другие привлекают туристов; бюджет города получает доходы за счет продажи сувениров, питания, размещения и т. д. Если в городе есть помещение и оно не используется, почему бы его не передать или не продать за символическую сумму частному лицу?
Кстати, в Волковысском районе два интересных объекта переданы частному лицу, решается вопрос о передаче частникам усадьбы в Поставском районе. Я думаю, что, учитывая большое количество исторических объектов, требующих ремонта, и отсутствие на данный момент достаточного количества бюджетных средств, эта проблема может решаться за счет привлечения частных инвестиций. А государство оставляет за собой контроль за использованием того или иного памятника, как это практикуется во всем мире.
- Белорусское законодательство может обеспечить в таких случаях права инвестора?
- Нормативная база должна, конечно, пересматриваться в сторону либерализации. Безусловно, инвестор должен иметь гарантии, что вложенные деньги будут эффективно использоваться, и, естественно, сам процесс приобретения того или иного объекта тоже должен быть прозрачным, открытым и неутяжеленным.
Мы знаем много примеров, когда процессы оформления договора купли-продажи, передачи памятника истории и архитектуры затягиваются на долгое время только потому, что кто-то из местных чиновников не хочет или не может решать этот вопрос. Но, например, опыт Польши показывает, что огромное количество объектов историко-культурного наследия находится в частном владении, и они эффективно используются как туристические объекты, как культурные центры и т. д. На мой взгляд, этот опыт мы можем заимствовать, и от этого дело только выиграет.
Есть еще один момент, на который необходимо обратить внимание. Если к памятнику сейчас, образно говоря, не приложить руку, через десять лет он может вообще исчезнуть. И таких примеров у нас, к сожалению, десятки.
Сегодня нет должного отношения к историко-культурному наследию, особенно у местных органов власти. Мы сталкиваемся с фактами, когда или по незнанию, или по другим причинам на местах принимаются решения, идущие вразрез с существующим законодательством.
Свежий пример - церковь в Новогрудке, о которой прошла информация во всех СМИ. Местный приход начал капитальный ремонт здания без соответствующего решения Министерства культуры, хотя в законодательстве четко прописано, какие разрешения нужно получать в таких случаях. Это было просто проигнорировано. Такие примеры можно найти и в других районах Беларуси.
Контроль за использованием законодательства должен быть более требовательным, и отношение людей к памятникам должно быть более уважительным.
Хотелось бы, чтобы более активным стало волонтерское движение в деле восстановления памятников. На местах могут создаваться фонды, в том числе общественные, по сохранению или восстановлению того или иного памятника. Я думаю, что причастность каждого жителя данного города, на территории которого находится уникальный объект, является очень важным моментом. Тогда у людей появится трепетное отношение к памятнику, и не только государство, но и общественность будет контролировать состояние этого объекта.
Со своей стороны Министерство культуры инициирует такие подходы, как, например, возрождение лотереи "Скарбница" и направление средств от ее реализации на восстановление конкретных объектов.
Хотелось бы затронуть еще один аспект. Есть ли смысл восстанавливать в первозданном виде памятники, которые сохранились процентов на 10, и возможно ли их восстановить? В таких случаях, я думаю, лучше произвести полноценную консервацию и воссоздать виртуальный объект, чтобы посетитель мог соприкоснуться со стариной в виде сохранившихся остатков стен или оборонных сооружений и увидеть сооружение, воссозданное по чертежам, рисункам, прочим сохранившимся документам. Такая практика существует, и она оправданна.
Другое дело - дворец Пусловских в Ивацевичском районе, где сохранились стены, лепнина, перекрытия и т. д., и возможность его восстановления очень высокая. Конечно, оставить его в таком виде было бы просто недопустимо.
Но надо понимать, что восстановление этого и других подобных объектов требует огромных бюджетных средств, и выделять их каждый год государство просто не сможет. К тому же есть объекты первоочередные, например, театр Янки Купалы, который не может десятки лет существовать вне стен своего здания.
- Частью белорусского культурного наследия является традиционная культура. Что делается в стране для ее сохранения?
- Традиционной культурой мы начали заниматься не так давно, около тридцати лет назад, а на уровне государственной политики - с 1994 г., когда была принята программа поддержки традиционной культуры.
Сегодня есть довольно ощутимые результаты в плане поддержки традиционных промыслов. Мы сделали огромный рывок за счет создания полноценных домов ремесел в большинстве районов, традиционных центров ремесел во многих областях, а также за счет открытия салонов и магазинов по реализации изделий. Появилось большое количество фольклорных, обрядовых коллективов, проводятся самые разные фестивали.
На недавно состоявшемся круглом столе "Традиционная культура и дети", посвященном итогам республиканского фестиваля фольклорного искусства "Берагiня", высказывались в том числе и упреки в адрес СМИ, поскольку сегодня интересные обрядовые и фольклорные коллективы не так часто появляются на наших телеэкранах, мало качественных передач, материалов в газетах, журналах.
Традиционная культура выгодно представляет национальную культуру, она придает ей самобытность, те дополнительные краски, которых зачастую не хватает нашему профессиональному искусству. Другое дело, что она нуждается в более широкой популяризации, как, впрочем, и все наше историческое наследие.
Самое главное - у нас улучшен кадровый потенциал отрасли за счет увеличения количества специалистов с высшим и средним специальным образованием. В Беларуси сохранена сеть клубных учреждений, библиотек, музеев, увеличилось количество музеев за счет создания новых, в том числе и филиалов республиканских музеев. Расширилась сеть учебных заведений культуры и искусств за счет создания новых детских музыкальных, хореографических школ, школ искусств.
Сохранилась сеть театров, концертных организаций, хотя средний показатель этих учреждений культуры на тысячу человек у нас меньше, чем в других странах. В целом, наши учреждения культуры способны удовлетворять самые разнообразные запросы населения.
Проблемы, конечно, есть. Многим зданиям необходим капитальный или текущий ремонт, сегодня требуется современное переоснащение материально-технической базы, особенно в библиотеках, где необходима более широкая компьютеризация, подключение к сети Интернет и т. д. Но это процесс развития, и при соответствующих экономических условиях эти вопросы будут решаться.
Надо учитывать, что у нас более 90% учреждений культуры - государственные, а это большая нагрузка на республиканский и местные бюджеты. С каждым годом полностью обеспечивать содержание сети учреждений культуры становится все тяжелее. Поэтому учреждения культуры зарабатывают деньги за счет введения платных услуг.
К сожалению, формальное доведение объемов платных услуг для учреждений культуры сегодня все чаще играет негативную роль, поскольку сковывает инициативу их сотрудников, вынуждает людей заниматься большей частью развитием платных услуг, не всегда связанных с их основной профессиональной деятельностью.
Мы доказываем на всех уровнях, что учреждениям культуры не нужно доводить объемы платных услуг; сегодня они сами заинтересованы в их развитии. Надо понимать, что и дальше бюджет не в состоянии будет обеспечивать стопроцентное финансирование учреждений культуры, значит, они должны иметь возможность привлекать другие средства, в том числе спонсорские. К сожалению, существующее законодательство на сегодняшний день этот процесс не стимулирует.
Мы внесли в правительство соответствующие предложения об улучшении работы учреждений культуры, в том числе и о том, чтобы создать более благоприятные условия для привлечения средств инвесторов, спонсоров, частных средств. Такая практика существует в зарубежных странах, и мы должны к ней прийти, причем чем раньше, тем лучше.
Сейчас активно проводится реставрация ряда объектов, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, планируется создание новых музеев и музейных экспозиций. Я думаю, что в ближайшей перспективе более активно начнут создаваться частные музеи. Главное - для этого есть законодательная база.
- А как обстоит дело, например, с выделением помещений для частных музеев? Насколько благоприятны в целом условия для их работы?
- Все зависит от понимания на всех уровнях роли этих музеев, потому что для посетителей принадлежность музея не имеет значения. Есть в мире государственные и частные музеи. И те и другие привлекают туристов; бюджет города получает доходы за счет продажи сувениров, питания, размещения и т. д. Если в городе есть помещение и оно не используется, почему бы его не передать или не продать за символическую сумму частному лицу?
Кстати, в Волковысском районе два интересных объекта переданы частному лицу, решается вопрос о передаче частникам усадьбы в Поставском районе. Я думаю, что, учитывая большое количество исторических объектов, требующих ремонта, и отсутствие на данный момент достаточного количества бюджетных средств, эта проблема может решаться за счет привлечения частных инвестиций. А государство оставляет за собой контроль за использованием того или иного памятника, как это практикуется во всем мире.
- Белорусское законодательство может обеспечить в таких случаях права инвестора?
- Нормативная база должна, конечно, пересматриваться в сторону либерализации. Безусловно, инвестор должен иметь гарантии, что вложенные деньги будут эффективно использоваться, и, естественно, сам процесс приобретения того или иного объекта тоже должен быть прозрачным, открытым и неутяжеленным.
Мы знаем много примеров, когда процессы оформления договора купли-продажи, передачи памятника истории и архитектуры затягиваются на долгое время только потому, что кто-то из местных чиновников не хочет или не может решать этот вопрос. Но, например, опыт Польши показывает, что огромное количество объектов историко-культурного наследия находится в частном владении, и они эффективно используются как туристические объекты, как культурные центры и т. д. На мой взгляд, этот опыт мы можем заимствовать, и от этого дело только выиграет.
Есть еще один момент, на который необходимо обратить внимание. Если к памятнику сейчас, образно говоря, не приложить руку, через десять лет он может вообще исчезнуть. И таких примеров у нас, к сожалению, десятки.
Сегодня нет должного отношения к историко-культурному наследию, особенно у местных органов власти. Мы сталкиваемся с фактами, когда или по незнанию, или по другим причинам на местах принимаются решения, идущие вразрез с существующим законодательством.
Свежий пример - церковь в Новогрудке, о которой прошла информация во всех СМИ. Местный приход начал капитальный ремонт здания без соответствующего решения Министерства культуры, хотя в законодательстве четко прописано, какие разрешения нужно получать в таких случаях. Это было просто проигнорировано. Такие примеры можно найти и в других районах Беларуси.
Контроль за использованием законодательства должен быть более требовательным, и отношение людей к памятникам должно быть более уважительным.
Хотелось бы, чтобы более активным стало волонтерское движение в деле восстановления памятников. На местах могут создаваться фонды, в том числе общественные, по сохранению или восстановлению того или иного памятника. Я думаю, что причастность каждого жителя данного города, на территории которого находится уникальный объект, является очень важным моментом. Тогда у людей появится трепетное отношение к памятнику, и не только государство, но и общественность будет контролировать состояние этого объекта.
Со своей стороны Министерство культуры инициирует такие подходы, как, например, возрождение лотереи "Скарбница" и направление средств от ее реализации на восстановление конкретных объектов.
Хотелось бы затронуть еще один аспект. Есть ли смысл восстанавливать в первозданном виде памятники, которые сохранились процентов на 10, и возможно ли их восстановить? В таких случаях, я думаю, лучше произвести полноценную консервацию и воссоздать виртуальный объект, чтобы посетитель мог соприкоснуться со стариной в виде сохранившихся остатков стен или оборонных сооружений и увидеть сооружение, воссозданное по чертежам, рисункам, прочим сохранившимся документам. Такая практика существует, и она оправданна.
Другое дело - дворец Пусловских в Ивацевичском районе, где сохранились стены, лепнина, перекрытия и т. д., и возможность его восстановления очень высокая. Конечно, оставить его в таком виде было бы просто недопустимо.
Но надо понимать, что восстановление этого и других подобных объектов требует огромных бюджетных средств, и выделять их каждый год государство просто не сможет. К тому же есть объекты первоочередные, например, театр Янки Купалы, который не может десятки лет существовать вне стен своего здания.
- Частью белорусского культурного наследия является традиционная культура. Что делается в стране для ее сохранения?
- Традиционной культурой мы начали заниматься не так давно, около тридцати лет назад, а на уровне государственной политики - с 1994 г., когда была принята программа поддержки традиционной культуры.
Сегодня есть довольно ощутимые результаты в плане поддержки традиционных промыслов. Мы сделали огромный рывок за счет создания полноценных домов ремесел в большинстве районов, традиционных центров ремесел во многих областях, а также за счет открытия салонов и магазинов по реализации изделий. Появилось большое количество фольклорных, обрядовых коллективов, проводятся самые разные фестивали.
На недавно состоявшемся круглом столе "Традиционная культура и дети", посвященном итогам республиканского фестиваля фольклорного искусства "Берагiня", высказывались в том числе и упреки в адрес СМИ, поскольку сегодня интересные обрядовые и фольклорные коллективы не так часто появляются на наших телеэкранах, мало качественных передач, материалов в газетах, журналах.
Традиционная культура выгодно представляет национальную культуру, она придает ей самобытность, те дополнительные краски, которых зачастую не хватает нашему профессиональному искусству. Другое дело, что она нуждается в более широкой популяризации, как, впрочем, и все наше историческое наследие.