Экспериментальное общение

Источник материала:  

Экспериментальное общение

Экспериментальное общениеСовременное искусство — давно уже часть большого международного бизнеса. Но если автор никому не известен или опережает свое время — оставаться ему голодным. Чтобы создать что–то действительно стоящее, художник не должен думать о деньгах. И это не красивые слова, а самая что ни на есть суровая реальность, которая совсем необязательно будет такой уж суровой, если найдется покровитель, меценат или арт–патрон — людей, безвозмездно поддерживающих новое искусство, в Европе сейчас называют именно так...


К слову, и в Соединенном Королевстве, и в Америке полноценное существование музеев и галерей без поддержки меценатов сейчас скорее исключение, чем правило. Тем досаднее, что в то самое время, когда в Москве проходят международные форумы на тему «Новые формы филантропии применительно к искусству», а украинский меценат Виктор Пинчук открывает в Киеве арт–центр площадью почти 2,5 тысячи метров, молодые минские художники устраивают свои первые выставки на крышах недостроенных автостоянок, где организация вернисажа не требует никаких затрат...


Но сегодня в поисках нового белорусского искусства не придется взбираться на крыши и спускаться в подвалы — уже вечером галерея «Ў» презентует дебютное творчество сразу 21 автора. Однако проект «Картина маслом» любопытен не только новыми именами. Ведь идея этой выставки принадлежит не галерее, а компании, производящей моторные масла, обратившейся сюда с предложением поддержать молодых художников. Ничего подобного в истории нашего еще недавно такого непопулярного у публики современного искусства пока не было...


— Значит, и у нас наконец–то стали появляться свои меценаты?


Экспериментальное общение— Говорить об этом, наверное, еще рано, — осторожничает художник Алексей Лунев, куратор выставки «Картина маслом». — Пока это первый такой пример... Галерея все время ищет новых авторов, здесь существует даже специальная программа «Старт арт», и, конечно же, очень здорово, что у нас появился еще один повод разыскать и пригласить к сотрудничеству интересных молодых людей.


— То есть все работы, которые мы увидим на выставке, создавались специально для проекта?


— В галерее существует досье на белорусских художников, активно занимающихся современным искусством. Все, кто заинтересовался проектом «Картина маслом» (еще в мае мы начали рекламировать его на своем сайте и по радио), получили диски с картинами Руслана Вашкевича, Игоря Тишина, Сергея Кирющенко, Михаила Гулина и других не менее известных авторов. А после каждый сделал свою арт–реплику на творчество корифеев... Кстати, у этого эксперимента была еще одна цель: выяснить, насколько вообще актуальна масляная живопись в XXI веке.


— Выяснили?


— Посмотрим, как отреагирует на выставку публика, тогда и будем судить... Проблема ведь в чем: писать маслом в нашей академии искусств учат как будто всех, но далеко не все, получив диплом, продолжают заниматься этим. Одни пытаются искать себя в новых видах искусства, начинают осваивать видеоарт или инсталляцию, другие погружаются в дизайн... Впрочем, масляная живопись пока не сдает своих позиций — до нашей выставки я и не подозревал, что это так популярно у молодежи.


— И каков возраст участников проекта?


— От 17 до 27 лет.


— То есть наличие диплома современному художнику необязательно?


— Главное — талант и желание быть художником. Например, лично для меня настоящим открытием стало творчество Паулины Витущенко — несмотря на свои 17 лет, она создает вполне достойные работы. Уже сейчас здесь видна заявка на серьезную концепцию, даже на жизненную позицию... Или вот Олег Ивченко, Yozm–Yozm, как он себя называет, — талантливейший парень. Прежде чем стать участником нашего проекта, он занимался фотографией и видеоартом, никогда даже не пробовал писать картины маслом. Но и его дебют, как мне кажется, заслуживает внимания... А Алексей Толстов — в своих кругах он уже знаменитость! Кроме живописи, успешно занимается электронной музыкой, пишет романы...


— Возможно, публика даже запомнит кого–то из открытых вами авторов — и что дальше?


— Первая выставка — хороший стимул для дальнейшей работы. Ну и поскольку знакомство состоялось, оно должно продолжаться. Меньше чем за год своего существования галерея «Ў» провела 4 выставки молодых художников, программа «Старт арт» продолжает работать. Теперь уже и польские галеристы заинтересовались нашим молодым искусством...


— Интересно, а насколько наше современное искусство востребовано своей, белорусской публикой? Буквально на днях в галерее «Ў» завершился очередной «Арт–кiрмаш»...


— Итог которого также стал для нас приятным сюрпризом: обвальных продаж пока не было, но работы покупались регулярно, совсем не то что зимой...


— И это в сезон отпусков, традиционно мертвый для художественных акций! — отмечает арт–директор галереи «Ў» Анна Чистосердова, перехватывая эстафету беседы. — Кроме того, за три недели «Арт–кiрмаша» галерею посетило огромное количество гостей, причем не только минчан, иностранная речь звучала здесь практически ежедневно. Но если раньше работы наших художников покупали в основном зарубежные туристы, в этот раз почти все купленные произведения остались в Беларуси.


— Значит, все–таки частные коллекционеры у нас...


— Есть. Ситуация меняется, и я надеюсь, что европейская тенденция создания коллекций современного искусства не только приватными лицами, но и большими компаниями в нашей стране также станет когда–нибудь обычным делом. И в Беларуси возникнет мода (не люблю это слово, но, наверное, пусть будет так — мода) на приобретение работ современных белорусских авторов...


— И художники перестанут сетовать на отсутствие арт–бизнеса в Беларуси.


— Понятно, что это дело не одного года — могу честно сказать, даже от своих ближайших соседей мы отстали тут как минимум на десятилетие. До сих пор в стране не создана мало–мальски вменяемая школа арт–менеджмента, галерейного дела. Отсутствует подготовка молодого кураторского состава... Но со стороны посетителей галереи (в которой провожу процентов 90 своего времени) я вижу все больший интерес к тому, что называется современным искусством. Понятно, что еще не все готовы это понимать и тем более любить, но негативной реакции уже нет. Потому что зритель, который хочет разобраться, что же такое contemporary art и с чем его едят, уже может увидеть в Минске Георга Базелица, замечательную экспозицию которого привозили в Музей современного изобразительного искусства этим летом. Сходить на «Дах», отгремевший на днях во Дворце искусства. Или даже в клуб — фестивали современных художников теперь могут проходить и там... Немало интересного было и в нашей галерее: только из последних выставок стоит вспомнить проект эстонской художницы Маарит Мурка «Hair Power», Алексея Лунева с его «Мультипликациями»... Конечно, о таких арт–центрах, как в Москве, Киеве или Вильнюсе, мы пока можем только мечтать. Но когда появляются даже такие инициативы, как наш проект «Картина маслом», думаю, уже можно рассчитывать и на что–то более масштабное.

Автор публикации: Ирина ЗАВАДСКАЯ

Фото: Виталий ГИЛЬ

←«Смерть Сталина, по сути, меня спасла»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика