Красный костел святых Симеона и Елены — символ столицы
Неоготический костел в центре главной площади Минска стал одним из символов столицы. Из-за кирпича, из которого он сделан, многие минчане прозвали костел Симеона и Алены - Красным.
Возведение храма началось в 1905 году. Строительством руководил минский дворянин Эдуард Войнилович. Костел получил свое название в честь погибших детей крупного помещика.
Согласно легенде, сначала в двухлетнем возрасте умер сын Симеон - единственный наследник рода Войниловичей. Единственным утешением была дочь Елена. Девушка увлекалась живописью, продавала свои рисунки и на полученные деньги покупала хлеб для бедных. Не дожив до своего девятнадцатилетия всего одного дня, Елена умерла.
Богатство стало хранить не для кого. И тогда Эдвард и Олимпия Войниловичи пожертвовали свое состояние на возведение храма - с условием, что он будет построен по представленному ими проекту. Легенда рассказывает, что уже тяжело больная Елена, однажды увидела во сне ангела, который показал ей невиданной красоты храм. Утром, проснувшись, она нарисовала по памяти увиденное во сне и просила родителей после ее смерти построить в память о ней точно такой же костел.
Если верить документам, то проект здания был построен в мастерской известного архитектора Владислава Маркони. Но и здесь все оказалось не так чисто: настоящим автором проекта был польский архитектор Томаш Пояздерский, который был вынужден остаться инкогнито, поскольку он был иностранный гражданином и не имел права на проектирование и строительство костелов на территории Российской империи.
До наших дней костел святых Симеона и Елены чудом сохранился - то он был разграблен большевиками, то приспособлен под Государственный польский театр БССР, после войны и вовсе переоборудован под киностудию, а в начале 70-х годов - под Дом кино. Только в 1990 году святыня была возвращена верующим.