25 августа - 80 лет кинорежиссеру Георгию Данелия
25.08.2010 13:01
—
Новости Культуры
25 августа - 80 лет создателю любимых всеми фильмов "Я шагаю по Москве", "Мимино", "Кин-дза-дза!", "Осенний марафон". Он находится в прекрасной творческой форме, пишет книги и работает над анимационным фильмом "Кин-дза-дза!"
"СТОИТ МНЕ ЧУТЬ ВЫПИТЬ - И ТОСТЫ ПОЛУЧАЮТСЯ ИНТЕРЕСНЫЕ"
- Георгий Николаевич, говорят, люди с чувством юмора в жизни мрачные. Это так?
- Была такая картина, где Чарли Чаплин встречает миллионера. Тот в состоянии поддатом обаятелен, весел и узнаваем. А когда трезв, Чарли его не узнает. Вот и про меня говорят то же самое. Уже лет 30 я не пью - значит, 30 лет мрачный (смеется).
- С какого возраста вы себя помните?
- Как мне кажется, еще грудным. Но, может, я себе это придумал...
- Каким истинам вас научили родители?
- Папа и мама мне привили с детства честность и бескорыстность. И мне кажется, что я жизнь прожил именно так. Мама у меня была режиссером, папа - главным инженером Метростроя. Когда родители скончались, у меня остались дома две драгоценности - серебряное кольцо мамы и золотая коронка папы. И хотя по тем временам зарплата у них была немаленькая, на черный день не копили, помогали всем родственникам.
- Есть ли у вас кумиры?
- Из живых - драматург, сценарист Тонино Гуэрро. А из тех, кого уже нет, - их очень много...
- Говорят, вы собираете барабаны?
- Давно это было, я уже все подарил сыну. А сегодня хобби - мои коты. У меня их два - Афоня и Шкет. Есть еще собачка Липочка.
- В Москве этим летом была редкая жара, а вы никуда не уехали, сидели в городе?
- Ну, дачи у нас нет. Есть загородная квартира, но там я бывать не люблю. За полвека был всего трижды. Предпочитаю жить и работать в городе...
- Про вас пишут разное. Что вы молчун и замкнутый человек. Что не любите говорить тосты. Или просто восхищаются вашей работоспособностью. А что вы на все это скажете?
- Насчет того, что я молчун и замкнутый человек: до определенного момента, лет до пятидесяти, я был, наоборот, очень компанейским. Любил выезжать, встречаться с друзьями, ходить в гости и звать к себе. Но потом у меня в жизни случился ряд трагедий (самая большая из трагедий - его 27-летний сын Николай скончался в 1986 году. - Ред.), и я стал более замкнут... Что касается тостов, я их вообще не умею говорить, особенно когда трезв. Хотя стоит мне чуть выпить, говорят, они у меня получаются очень интересные. В остальном есть доля правды...
- Как собираетесь отмечать юбилей? Готовитесь как-то?
- Если честно, не знаю. Всем занимается моя жена Галя. Но, признаюсь, хуже, чем юбилеи, по-моему, ничего на свете не придумано. У меня одно желание - сбежать куда-нибудь подальше. Увы, не получится (смеется).
"ЯЗЫК ГЕРОЕВ "КИН-ДЗА-ДЗА!" - ЭТО СВЯТОЕ"
- Сейчас вы снимаете мультфильм "Кин-дза-дза!". А что труднее снять - фильм художественный или мультфильм?
- Легко у меня ничего не получается. Как вы думаете, легко привезти в пустыню Каракумы колесо обозрения? Нелегко. А для фильма "Кин-дза-дза!" среди бескрайней пустыни мы поставили колесо обозрения.
А легко, если главную декорацию - ракету "Пепелац" - доставляют вдруг не в Небит-Даг, куда мы ее отправили, а во Владивосток? А декорацию "Корабль в песках" разносит ураган. А подземный "пепелац" кто-то сжигает... На съемках этого фильма было огромное множество препятствий.
С мультфильмом "Кин-дза-дза!" столько оказий, к счастью, не случалось, если не считать, что снимаем мы его уже несколько лет.
- Насколько мультипликационная версия отличается от киноварианта?
- Скажу прямо, это не рисованный фильм "Кин-дза-дза!". Изменены два главных героя, персонажи не похожи на актеров фильма.
- А словарь плюкан дополнится новыми словами?
- Словарь меняться и дополняться не будет. Это святое. "Ку"...
- Музыку к мультфильму, как и к фильму, пишет композитор Гия Канчели?
- Да, это один из моих любимых композиторов. Другого - Андрея Петрова - к сожалению, уже нет с нами... Кстати, знаменитый скрипач Гидон Кремер как-то просил Канчели написать пьесу для симфонического оркестра по мотивам музыки "Кин-дза-дза!". Гия написал. И, поскольку ее впервые исполнили в Германии, назвал "Айне кляйне Данелиада". Оркестранты по замыслу Канчели во время исполнения несколько раз поют "Ку". И музыканты действительно кукуют (смеется).
- Ваш мультфильм - для детей или для взрослых?
- Когда я снял художественный фильм и его посмотрели мои коллеги, был полный провал. Картина эта не понравилась даже моим родным и друзьям, за исключением академика Лихачева и моего друга Тонино Гуэрро. Но я не очень огорчался, потому что мне самому картина нравилась.
А в один прекрасный день меня позвали в кинотеатр "Космос" на встречу со студентами МГУ. Я студентам сказал прямо: "Фильм длинный, две серии. И если кому-нибудь не понравится, можно без стеснения уйти. Я не обижусь". Но никто не ушел. И когда я вышел на сцену, была овация.
Между прочим, над новым "Кин-дза-дза!" я работаю с монтажером, посмотревшим фильм 97 раз. Произошло невероятное. Фильм стал очень популярен у детей, у школьников, на которых я вообще не рассчитывал. Знакомые признавались, что их внуки смотрят... Это все к вопросу о том, на какую аудиторию я рассчитываю...
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Георгий Николаевич Данелия родился 25 августа 1930 года в Тбилиси (семья переехала в Москву в следующем году). В 1954-м окончил Московский архитектурный институт, но по специальности работал недолго: вместо этого поступил на Высшие режиссерские курсы. Дебютировал в 1960-м лентой "Сережа", поставленной вместе с Игорем Таланкиным. Потом снял картины "Путь к причалу", "Я шагаю по Москве", "Тридцать три", "Не горюй!". Самые знаменитые и любимые комедии Данелия вышли в 70-е и первой половине 80-х: это "Осенний марафон", "Афоня", "Мимино" и "Кин-дза-дза!". Он был также соавтором сценария фильма "Джентльмены удачи". Последняя его на сегодня художественная картина, лирическая комедия "Фортуна" с Вахтангом Кикабидзе в главной роли, вышла на экраны десять лет назад.
"СТОИТ МНЕ ЧУТЬ ВЫПИТЬ - И ТОСТЫ ПОЛУЧАЮТСЯ ИНТЕРЕСНЫЕ"
- Георгий Николаевич, говорят, люди с чувством юмора в жизни мрачные. Это так?
- Была такая картина, где Чарли Чаплин встречает миллионера. Тот в состоянии поддатом обаятелен, весел и узнаваем. А когда трезв, Чарли его не узнает. Вот и про меня говорят то же самое. Уже лет 30 я не пью - значит, 30 лет мрачный (смеется).
- С какого возраста вы себя помните?
- Как мне кажется, еще грудным. Но, может, я себе это придумал...
- Каким истинам вас научили родители?
- Папа и мама мне привили с детства честность и бескорыстность. И мне кажется, что я жизнь прожил именно так. Мама у меня была режиссером, папа - главным инженером Метростроя. Когда родители скончались, у меня остались дома две драгоценности - серебряное кольцо мамы и золотая коронка папы. И хотя по тем временам зарплата у них была немаленькая, на черный день не копили, помогали всем родственникам.
- Есть ли у вас кумиры?
- Из живых - драматург, сценарист Тонино Гуэрро. А из тех, кого уже нет, - их очень много...
- Говорят, вы собираете барабаны?
- Давно это было, я уже все подарил сыну. А сегодня хобби - мои коты. У меня их два - Афоня и Шкет. Есть еще собачка Липочка.
- В Москве этим летом была редкая жара, а вы никуда не уехали, сидели в городе?
- Ну, дачи у нас нет. Есть загородная квартира, но там я бывать не люблю. За полвека был всего трижды. Предпочитаю жить и работать в городе...
- Про вас пишут разное. Что вы молчун и замкнутый человек. Что не любите говорить тосты. Или просто восхищаются вашей работоспособностью. А что вы на все это скажете?
- Насчет того, что я молчун и замкнутый человек: до определенного момента, лет до пятидесяти, я был, наоборот, очень компанейским. Любил выезжать, встречаться с друзьями, ходить в гости и звать к себе. Но потом у меня в жизни случился ряд трагедий (самая большая из трагедий - его 27-летний сын Николай скончался в 1986 году. - Ред.), и я стал более замкнут... Что касается тостов, я их вообще не умею говорить, особенно когда трезв. Хотя стоит мне чуть выпить, говорят, они у меня получаются очень интересные. В остальном есть доля правды...
- Как собираетесь отмечать юбилей? Готовитесь как-то?
- Если честно, не знаю. Всем занимается моя жена Галя. Но, признаюсь, хуже, чем юбилеи, по-моему, ничего на свете не придумано. У меня одно желание - сбежать куда-нибудь подальше. Увы, не получится (смеется).
"ЯЗЫК ГЕРОЕВ "КИН-ДЗА-ДЗА!" - ЭТО СВЯТОЕ"
- Сейчас вы снимаете мультфильм "Кин-дза-дза!". А что труднее снять - фильм художественный или мультфильм?
- Легко у меня ничего не получается. Как вы думаете, легко привезти в пустыню Каракумы колесо обозрения? Нелегко. А для фильма "Кин-дза-дза!" среди бескрайней пустыни мы поставили колесо обозрения.
А легко, если главную декорацию - ракету "Пепелац" - доставляют вдруг не в Небит-Даг, куда мы ее отправили, а во Владивосток? А декорацию "Корабль в песках" разносит ураган. А подземный "пепелац" кто-то сжигает... На съемках этого фильма было огромное множество препятствий.
С мультфильмом "Кин-дза-дза!" столько оказий, к счастью, не случалось, если не считать, что снимаем мы его уже несколько лет.
- Насколько мультипликационная версия отличается от киноварианта?
- Скажу прямо, это не рисованный фильм "Кин-дза-дза!". Изменены два главных героя, персонажи не похожи на актеров фильма.
- А словарь плюкан дополнится новыми словами?
- Словарь меняться и дополняться не будет. Это святое. "Ку"...
- Музыку к мультфильму, как и к фильму, пишет композитор Гия Канчели?
- Да, это один из моих любимых композиторов. Другого - Андрея Петрова - к сожалению, уже нет с нами... Кстати, знаменитый скрипач Гидон Кремер как-то просил Канчели написать пьесу для симфонического оркестра по мотивам музыки "Кин-дза-дза!". Гия написал. И, поскольку ее впервые исполнили в Германии, назвал "Айне кляйне Данелиада". Оркестранты по замыслу Канчели во время исполнения несколько раз поют "Ку". И музыканты действительно кукуют (смеется).
- Ваш мультфильм - для детей или для взрослых?
- Когда я снял художественный фильм и его посмотрели мои коллеги, был полный провал. Картина эта не понравилась даже моим родным и друзьям, за исключением академика Лихачева и моего друга Тонино Гуэрро. Но я не очень огорчался, потому что мне самому картина нравилась.
А в один прекрасный день меня позвали в кинотеатр "Космос" на встречу со студентами МГУ. Я студентам сказал прямо: "Фильм длинный, две серии. И если кому-нибудь не понравится, можно без стеснения уйти. Я не обижусь". Но никто не ушел. И когда я вышел на сцену, была овация.
Между прочим, над новым "Кин-дза-дза!" я работаю с монтажером, посмотревшим фильм 97 раз. Произошло невероятное. Фильм стал очень популярен у детей, у школьников, на которых я вообще не рассчитывал. Знакомые признавались, что их внуки смотрят... Это все к вопросу о том, на какую аудиторию я рассчитываю...
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Георгий Николаевич Данелия родился 25 августа 1930 года в Тбилиси (семья переехала в Москву в следующем году). В 1954-м окончил Московский архитектурный институт, но по специальности работал недолго: вместо этого поступил на Высшие режиссерские курсы. Дебютировал в 1960-м лентой "Сережа", поставленной вместе с Игорем Таланкиным. Потом снял картины "Путь к причалу", "Я шагаю по Москве", "Тридцать три", "Не горюй!". Самые знаменитые и любимые комедии Данелия вышли в 70-е и первой половине 80-х: это "Осенний марафон", "Афоня", "Мимино" и "Кин-дза-дза!". Он был также соавтором сценария фильма "Джентльмены удачи". Последняя его на сегодня художественная картина, лирическая комедия "Фортуна" с Вахтангом Кикабидзе в главной роли, вышла на экраны десять лет назад.