Греческий в зале
Греческий в зале
Он красиво пел, артистично танцевал и искренне улыбался. Так, как уже не умеют многие из наших маститых артистов. Это подкупало. А главное — песни звучали на необычном языке. Иностранный акцент оказался греческим. Я подумал, к нам приехала звезда «Евровидения». А это был парень из Молодечно, выступавший на фестивале национальных культур в Гродно. Артем Ахпаш — белорус по рождению, по происхождению — грек.
— Откуда твои корни?
— Мой дедушка родом из Мариуполя, из причерноморских, или понтийских греков. Он был военным: служил в Москве, Владивостоке, а потом оказался в Молодечно. Там и остался. Так греки появились в Беларуси. Дед меня воспитывал, основываясь на греческой культуре, учил песням, обрядам, от него и тяга к музыке, да и во внешности я унаследовал греческий тип.
— Мне кажется, ты даже говоришь с акцентом.
— Я «с» произношу не по–русски, а как греческий звук «сигма» — немного иначе, мягче.
— Фамилия твоя похожа на Агурбаш. Не родственники?
— Ахпаш раньше писалось как Ахбаш — с турецкого значит «седая голова». Греки долго были под властью турок — оттуда у нас такие фамилии. А Николай Георгиевич Агурбаш — тоже грек, родом из поселка Старая Ялта, соседнего с селением Старая Игнатьевка, где родился мой дед.
— А ты с Агурбашами знаком?
— Мы познакомились, когда у Анжелики был концерт во Дворце Республики. Николай Георгиевич очень часто поддерживает белорусских греков, в том числе организацию фестивалей в Гродно.
— Я знаю, что в Молодечно живет и председатель греческой общины. Откуда именно там так много греков?
— Наш председатель Рафаэль Николаевич Дельянов родом из грузинского села Цалка оказался в Беларуси, начал работать на заводе, женился, основал общество «Пелопонесс», искал всюду земляков и вышел на моего дедушку. Так мы соединились. Рафаэль Николаевич еще и мой крестный отец.
— А музыкой ты когда начал заниматься?
— Сначала была музыкальная школа, потом училище по классу вокала. Кроме того, я пять лет занимался таиландским боксом: были и соревнования, и чемпионаты страны.
— Выиграл что–нибудь?
— В 2000 году стал серебряным призером страны. Но считаю, что заслужил первое место. Судьи долго решали, кому отдать победу. И по очкам присудили ее моему сопернику. Сейчас тоже занимаюсь спортом — но для себя: бег, легкая атлетика, тренажерный зал. Если хочешь дарить людям радость, надо самому быть в хорошей форме.
— А высшее образование уже получил?
— Учусь на отделении эстрадного вокала университета культуры и искусств. Надеюсь, успешно закончу. Хотя бывает, что из–за поездок приходится пропускать занятия. Но на первых двух курсах я себя хорошо зарекомендовал, поэтому где–то педагоги идут на уступки и не сильно ругают, за что им большое спасибо. Еще я выступаю в университетском джазовом ансамбле «Универсум». Мы взяли второе место на конкурсе «Зорка ўзышла над Беларуссю».
— Ты по жизни серебряный призер, я смотрю!
— Но мне серебро, кстати, больше нравится, чем золото. Хотя на конкурсе «интересно» судили: выступали сольные певцы и ансамбли — и всех стригли под одну гребенку. Если бы судили отдельно, то среди ансамблей мы бы завоевали первое место.
— А как сольный исполнитель ты когда начал выступать?
— Года два назад, когда Лариса Грибалева взяла на свой концерт в Березу. Решили проверить, как публика отреагирует на греческие песни. Прошло на ура! А начинал как бэк–вокалист в группе у Алеси. У нее был коллектив — двое парней и три девушки.
— Еще одно «3+2»?
— У нас была идея так назваться. Но это было давно, и надо было, конечно, сразу патентовать имя. Алеся меня познакомила с Ларисой — они хорошо дружат.
— Чем на хлеб зарабатываешь?
— Выступаю на концертах и работаю ведущим корпоративных вечеров, недавно занялся свадьбами. А еще жду результатов кастинга на радио ОНТ, куда очень хочу устроиться радиоведущим, — думаю, что получится.
— А для друзей ты поешь?
— Живу пока в общежитии университета культуры, у нас там все музыканты, и друзья многие поют и сочиняют, так что у всех любимая музыка — тишина.
— А на корпоративах, наверное, просят спеть «Подмосковные вечера»?
— Я пою на корпоративах греческие песни. И людям это интересно. Грецию любят, в принципе, все — за античную историю, за сиртаки.
— Хотел бы туда уехать?
— Подумываю...
— Мы тебя теряем!
— Мне очень нравится Беларусь. И здесь к грекам прекрасно относятся. Но чаще бывать на исторической родине хотелось бы.
— А чем бы там занялся?
— Хотел бы обучиться искусству вокала. И петь, например, как Георгиос Алкеос (исполнитель песни «Опа!» на «Евровидении–2010». — В.К.). Вообще, в Греции на руках носят своих певцов. Я хотел бы, чтобы белорусская публика так же относилась к своим исполнителям.
— У нас все так плохо?
— Нас с Ларисой Грибалевой принимают всегда полные залы.
— Так в чем проблема?
— Не хочу говорить обиходные слова, что у нас нет шоу–бизнеса. Но у нас все по отдельности — шоу и бизнес.
— А у тебя есть продюсер?
— Нет. Нужно быть продюсером самого себя — это мировая практика. Мадонна, Билан — продюсеры самих себя.
— Как таким стать?
— Прочитать много умных книжек. А главное — гореть желанием двигаться вперед.
— Ты выступаешь в малых городах, в День Независимости пел в районах Минска, а когда выйдешь на большую сцену?
— У меня репертуар греческий, поэтому петь в День Независимости Беларуси с главной сцены, наверное, было бы неправильно. Но скажу по секрету, что на фестивале в Гродно в составе жюри был министр культуры, и Павел Латушко шепнул Рафаэлю Дельянову, что нужно греческую песенку перевести на белорусский язык и записать. И уже Виктор Руденко, солист группы «Дали», пишет текст на музыку Евгения Олейника, композитора, с которым я сотрудничаю. Это будет песня на белорусском, но с греческим мотивом и под звуки бузуки — национального греческого инструмента.
— А диск твой когда выйдет?
— Пока еще не знаю — нужны средства. Но несколько песен уже крутятся на радио. Кое–что найдете «В контакте», на ютюбе — я регулярно выкладываю там файлы с концертов.
Автор публикации: Виктор КОРБУТ
Фото: Александр РУЖЕЧКА