Кино вместо домино
Кино вместо домино
О любительском кинематографе больше никто не отзывается с пренебрежением. Теперь даже искусствоведы готовы признать: у профессиональных киношников появляется серьезный конкурент. Ведь закон перехода количества в качество известен не только химикам.
— Мы придумали проект «Киноварка» и, сказать честно, полагали, что это будет просто большая игра, что–то вроде очередного хеппенинга, — откровенничает главный идеолог белорусского форума малобюджетного любительского кино Владимир Максимков. — Но только в прошлом году мы получили около 130 заявок на участие!
Уже во второй раз «Киноварка» принимает на суд весьма профессионального жюри авторские видеоролики, и, хотя срок подачи работ продлен до 1 октября, очевидно и сейчас, что конкурсантов будет гораздо больше, возможно, даже не одна сотня...
Массовые съемки любительского кино сегодня — мировая тенденция. Российский журнал «Большой город» попытался проследить, когда же все началось, и предсказать, чем это может обернуться.
...Дарт Вейдер с кастрюлей на голове, Лара Крофт в папиной портупее, роботы из раскрашенных картонных коробок... Так до недавнего времени выглядели фанатские фильмы по мотивам блокбастеров, сделанные энтузиастами на заднем дворе и выложенные на YouTube для горстки таких же энтузиастов.
Пока не так давно в интернете не появилась «Охота на Голлума». Этот неофициальный 40–минутный приквел «Властелина Колец» был снят за 3 тысячи фунтов в лондонских парках и горах Северного Уэльса сотней разновозрастных толкиенистов под руководством режиссера и композитора Криса Бушара. Костюмы одолжили у таких же кинематографистов–любителей, реквизит купили на eBay, видеокамеры принесли знакомые, спецэффекты рисовали около 60 дизайнеров–добровольцев, часто с использованием бесплатного программного обеспечения. Результат: 600 тысяч просмотров за первые сутки... «Охота на Голлума» сделана абсолютно всерьез и смотрится не хуже любого блокбастера со спецэффектами и бюджетом под 100 миллионов.
Фильм Бушара если не стер, то заметно размыл границы между любительским и индустриальным производством в кино на территории, где в силу чисто экономических причин до недавних пор профессионалы чувствовали себя неуязвимыми. И сильно изменил привычные представления о том, что человек может сделать не за деньги.
Конечно, фанатские фильмы (то есть фильмы, сделанные по мотивам чего–нибудь известного) — апогей нестяжательства. На этом поле любой доход влечет за собой обвинение в нарушении прав интеллектуальной собственности. По словам Бушара, пока что существование жанра зависит исключительно от доброй воли правообладателей. Они могут поощрять самодеятельность, как, например, Джордж Лукас, учредивший в 2002 году свою награду Official Star Wars Fan Film Awards. Или запрещать ее, как делает студия MGM, вычищающая с YouTube ролики Moonraker‘78 — снятого на 8–миллиметровую пленку трибьюта (посвящения) «бондиане».
Тем временем, Бушар, работа которого уже привлекла внимание далеко не только фанатов, не исключает для себя профессиональной карьеры в кинематографе. Но пока остается в любительской лиге, где о прибыли рассуждать не приходится. «Начинать говорить о ней можно только при бюджете в 300 тысяч долларов или больше, — полагает он. — Это абсолютный минимум. Так что Голливуд вне опасности... Но только пока!»
Успешные фильмы, снятые за свой счет:
«Музыкант» (1992). Чтобы заработать на фильм 7 тысяч долларов, Роберт Родригес принял участие в медицинских экспериментах. Расходы возместили фестивальные призы и контракт на студийный римейк — «Отчаянный» (1995).
«Клерки» (1994). Несколько кредитных карточек, страховка за утонувшую в наводнении машину и продажа коллекции комиксов помогли Кевину Смиту собрать бюджет в 27.575 долларов. «Клерки» заработали в прокате более 3 миллионов.
«Пи» (1998). Даррен Аранофски снял свою «каббалистическую «Матрицу» на деньги друзей и родственников. При бюджете в 68 тысяч долларов фильм заработал в прокате больше 4 миллионов.
«Пыль» (2005). Снятый вопреки всем правилам российского кинопроизводства за 3 тысячи «зеленых» фильм Сергея Лобана получил приз на ММКФ и только в кино окупился 8 раз. Цифры невелики, но прецедент был создан.
Фанатские фильмы, которые стоит посмотреть:
Moonraker‘78. Навеянная «бондианой», трогательная в своей аутентичности классика тридцатилетней давности. Немой фильм, в котором эффект бурлящей вокруг субмарины воды создавался при помощи таблетки алказельцера, был снят выпускником средней школы Стюартом Бейсингером.
Batman: Dead End. Блокбастер среди фанатских роликов, этот фильм, по некоторым данным, был снят за 30 тысяч долларов профессионалом — художником по спецэффектам Сэнди Коллороем, который хотел привлечь внимание к своей полнометражной режиссерской работе.
The Injured Stormtrooper. В этом ролике раненый робот–штурмовик предстает в амплуа вудиалленовского ипохондрика. 35–минутная чешская комедия, в которой Лара Крофт с компанией единомышленников оказывается на секретной базе в Сибири и принимает участие в спецоперации. Впечатляет абсурдистским нахрапом и шутками про русских, на YouTube демонстрируется с английскими субтитрами.
Ольга МИХАЙЛОВА.