Художник у стенки
Художник у стенки
О граффити |
Интересно, что видно из вашего окна? Например, в моем — сплошное небо... Ну если честно, не совсем сплошное — все–таки первый этаж. Но я уже привыкла не замечать того, что находится ниже уровня форточки. В принципе, ничего чересчур оскорбляющего взор там нет — всего–то ряд самых обыкновенных гаражей. Унылых, однообразных, невыносимо тоскливых в дождливую погоду. И так похожих на серый негрунтованный кусок холста...
Совсем недавно витебские художники превратили стену одного из домов своего города в произведение искусства, расписав ее по эскизу Казимира Малевича (кстати, созданному великим супрематистом специально для росписи стен). А в Петербурге по–прежнему украшают фасады репродукциями шедевров из коллекции Русского музея, несмотря на повторяющиеся атаки вандалов, то и дело выламывающих «полотна» из рам. Однако питерские музейщики этому даже как будто рады: значит, обращают люди внимание на искусство! И водружают восстановленные картины обратно, с оптимизмом надеясь, что постепенно все хулиганы научатся любить прекрасное... С той же целью — для выращивания в душах соотечественников тяги к прекрасному — в Московском метро вот уже третий год курсирует спецпоезд, вагоны которого украшены не рекламными листовками, а музейными репродукциями в массивных рамах.
По такому случаю хочу вспомнить еще и Курта Веннера, бывшего сотрудника НАСА, а ныне одного из самых знаменитых уличных художников, чьи объемные картины на стенах, а то и прямо на тротуаре (часто по мотивам полотен старых мастеров) пользуются повышенным вниманием туристов во многих городах мира... А ведь и минские художники когда–то расписывали асфальт и развешивали свои работы вдоль главного проспекта! Только давно это было, лет 15, а то и больше прошло с той поры... Кстати, примерно тогда же и в Витебске впервые со времен УНОВИСа вспомнили о разработанном Малевичем «Принципе росписи стены», украсив супрематическими фигурами до того малопримечательную стену дома. Может, скоро и в Минске искусство снова выплеснется за порог музеев и галерей? Глядишь, когда–нибудь и вид из моего окна перестанет быть таким угнетающим...
Весной в галерее «Университет культуры» прошла первая выставка белорусского стрит–арта, в дни которой граффити–художники провели что–то вроде семинара, вместе с искусствоведами пытаясь найти ответ на вопрос, чего в граффити больше: хулиганства или все же искусства? На самом деле ответ устроителям той дискуссии давно очевиден, им просто хотелось, чтобы их услышали. Хоть сейчас они готовы разрисовать непрезентабельные трансформаторные будки, которые есть в большинстве наших дворов. И — верите или нет — всерьез размышляют, как сделать так, чтобы их дворовая «живопись» никого не раздражала. Даже готовы пройти худсовет из числа жильцов, предложив на их суд свой взгляд на принцип росписи стен... Ну и, в конце концов, граффити в отличие от архитектуры всегда поправимы.
К слову, в мае минским граффитчикам доверили «модернизировать» несколько детских садов. Результатом остались довольны все, от детишек и строгих заведующих до самих художников. Впервые продемонстрировать, на что способны, они смогли не на заброшенной стройке. И публика теперь сама вольна судить, к искусству или хулиганству отнести эти «художества». Но закрасить их пока никто не потребовал.
А ведь стен, так похожих на неотбеленный холст для живописи, в наших городах совсем немало. Ради возможности самовыражения граффити–художники, например, даже краски себе покупать не потребуют — свои принесут... Правда, ближайший месяц наши лучшие мастера проведут на амбициозном международном граффити–бьеннале в Москве. Но скоро вернутся оттуда — с новыми идеями.
Автор публикации: Ирина ЗАВАДСКАЯ