Письмо издалека
Письмо издалека
Для Беларуси берестяные грамоты чрезвычайно редки... Жемчужины из коллекции |
Еще когда учился в школе, много читал о берестяных грамотах. Знал, что первая в мире была найдена в 1951 году во время археологических раскопок в Великом Новгороде. И стала настоящей сенсацией. Еще бы, долгое время существовало мнение, будто на восточнославянских землях грамотным было чуть ли не одно только духовное сословие да разве еще часть самых верхов общества. А тут вдруг появился самый настоящий документ времен оных, говорящий о более широком распространении письменности. Или, если хотите, материальное подтверждение дел и поступков людских. Позже аналогичные «письма» стали находить и в других древних русских городах. В общей сложности сделано более 700 находок. Хотя ученые предполагают, что лишь в земле Великого Новгорода лежит не менее двух десятков тысяч берестяных посланий. Возможно, когда–нибудь они появятся на свет Божий и расскажут нам много чего интересного.
Для Беларуси берестяные грамоты чрезвычайно редки. На территории страны их найдено всего две. Одна из них — в 1980 году в Мстиславле. Она лежала внизу седьмого бревенчатого уличного настила древнего города. Мощение это датируется 1249 годом, и, значит, писали грамоту раньше, где–то в первой трети XIII века. Правда, на «родине» находки в местном музее хранится лишь копия раритета. Оригинал же — в Могилевском областном краеведческом музее.
Если бы под ногами увидел кусочек бересты сродни тому, который держал буквально на днях в своих руках, то и внимания на него, наверное, не обратил бы. Так, мусор, пылинка. С небольшой трещинкой посередине. Но стоило положить на ладонь берестяную грамоту, как буквально ощутил груз веков. И ничего, что тянет реликвия всего–то на несколько граммов. Но тем не менее является более чем весомым памятником культуры, письменности, истории.
Полностью выдавленный когда–то костяным стилусом на бересте (именно так, без чернил, и делали записи) текст не сохранился. Можно прочитать лишь фрагмент: «...пшеницы четыре с половиной гривны... заплатил (купил?) Семен...» Хотя документ этот и датируется примерно XIII веком, историки предполагают, что написан он в 1219 — 1220-х годах. Почему делается такой вывод? Все очень просто. Именно на этот период времени выпал неурожай, связанный с засухой. Вот и разослал мстиславский князь своих гонцов для закупки продовольствия. Некий Семен приобрел хлеб, тем самым, как сейчас принято говорить, обеспечил продовольственную безопасность весьма крупного города. О чем и доложил своему владыке.
Мстиславская грамота уникальна еще и тем, что является самой южной из всех найденных. Уместен вопрос: почему в Беларуси найдено лишь два подобных документа? Археологи говорят: культурный слой мало увлажнен, в нем содержится достаточно много кислорода. Вот и разрушаются со временем редкие свидетели старины, так и не появившись пред глазами историков.
Ту грамоту, которая хранится в Могилеве, постоянно увидеть в экспозиции невозможно. Работники музея боятся, что солнечный свет подействует на нее не самым лучшим образом. Вот и хранят «записку», которой без малого 800 лет, в запасниках. Выставляя на всеобщее обозрение лишь время от времени. Как это было, например, во время организованной музейщиками недавней выставки «Новыя старонкi сiвой даўнiны». Рассказывают, тогда около невзрачного на первый взгляд кусочка бересты было не протолкнуться от любопытствующих.
Тот документ, который посчастливилось держать в руках, небольшой — сантиметров 13 в длину и всего–то 1,5 в ширину. Встречаются гораздо большие — до полуметра. Грамоты в основном представляют собой частные письма, содержащие просьбы, описание хозяйственных дел, семейных проблем, конфликтов, встречаются и челобитные. Немало из них написаны женщинами, что позволило историкам сделать вывод о большом распространении грамотности. Найдена грамота — упражнение ребенка в письме по складам, есть и официальные документы, например, завещания, купчие, расписки, и даже грамоты — заговоры от хворей, измены, разлуки. На этом фоне мстиславская берестяная грамота — лишь иллюстрация к одному из фрагментов давно поседевшей истории. Но это не мешает оставаться ей бесценным посланием, «говорящим» свидетелем эпохи, развития языка и культуры наших предков.
Фото автора.
Автор публикации: Павел МИНЧЕНКО