В Поставах знают толк в цимбалах
В Поставах знают толк в цимбалах
37 участников популярного фольклорного коллектива «Аукштайтия» съехались на уик–энд в Поставы на фестиваль «Звiняць цымбалы i гармонiк»... |
Из приграничных районов Беларуси 20 лет назад ездили в Литву за колбасой. Теперь оттуда стремятся к нам — но не за хлебом насущным, а за пищей духовной. 37 участников популярного фольклорного коллектива «Аукштайтия» съехались на уик–энд в Поставы на фестиваль «Звiняць цымбалы i гармонiк». И это далеко не все, кто прибыл сюда из–за границы. Гости из Польши, Украины, России и десятки ансамблей из нашей страны уже в 20–й раз собрались на поставском «певческом поле».
Организаторы утверждают, что фестиваль народной песни — старейшее музыкальное шоу страны. «Славянскому базару в Витебске» в этом году стукнет 19, поставскому — уже 20. Между прочим, начинался фест также в Витебске, потом перебрался в Могилев, а с 1992 года получил прописку в Поставах и уже 13–й раз проходит под маркой международного. Здесь бывали даже итальянцы и венесуэльцы.
И уже есть свои «ветераны движения». Маэстро Михаил Козинец, председатель жюри конкурса, помнит, как в 1994 году на сцену фестиваля вышел восьмилетний мальчик Влад Плиговко — и сразу завоевал диплом первой степени. Хотя номинаций для молодых не было. И состязаться пришлось со старшими товарищами. Победа в Поставах дала Владиславу путевку в большое плавание, и с тех пор он завоевал 33 награды на всевозможных международных конкурсах баянистов.
— А ведь когда более 20 лет назад единственный в стране фестиваль народной музыки начинался, то мы рассчитывали хотя бы возродить забытые традиции, — замминистра культуры Тадеуш Стружецкий стоял у истоков праздника и удивлен его сегодняшнему размаху. — А теперь подводя итоги, даже трудно поверить, что мы выпустили с поставской сцены в свет более полутысячи коллективов. И теперь уже беспокойства о судьбе традиционного искусства нет. Более того, с тех пор размылась грань между профессиональными и любительскими ансамблями. Уровень мастерства и у тех, и у других сравнялся.
Лишь в одном Поставском районе сегодня 17 коллективов со статусом народных. Хотя все начиналось с Груздовского цимбального оркестра, который приметили на Всесоюзном фестивале самодеятельного творчества в Москве еще в 1987 году. Это был семейный бэнд Мацкевичей из деревни Пожарцы. Теперь дело целого семейства продолжает заслуженный любительский коллектив Поставской детской школы искусств «Поозерье».
Иван Галабурда, главный специалист управления учреждений культуры и народного творчества Министерства культуры, утверждает, что, пожалуй, только на Поставщине еще сохранились в обиходе диатонические цимбалы — особый инструмент с неподдельной красоты звучанием. Вот мастера, знающие секрет их изготовления, уходят... Так что еще вопрос, не придется ли фесту вновь брать на себя возрожденческую миссию. А пока, по наблюдениям Владимира Гилепа, председателя Белорусского фонда культуры, здесь раз в год возникает что–то вроде лаборатории, когда музыканты со всей страны и из ближайших соседних стран могут обменяться опытом.
Поначалу поставский фестиваль держался на средствах Министерства культуры. Со временем «центр» уходил от спонсирования конкурса, и пришло время, когда от праздника чуть было не пришлось вообще отказаться. Тогда местные власти взяли инициативу в свои руки. В этом году на организацию феста было выделено 150 миллионов рублей. Помогли и предприятия, предприниматели региона. Хотя ресурсы здесь не безграничные. «Все–таки нужно учесть, что из 40 тысяч жителей района половина живет в деревне, а 13,5 тысячи — пенсионеры, — привел данные статистики Виктор Гуторов, председатель Поставского райисполкома. — Тем не менее у нас есть несколько крупных производств. Поставский мебельный центр дает работу 900 человекам и обеспечивает 50 процентов экспорта района. Развивается агротуризм».
Праздник получился «домашним», несмотря на статус международного. Туристы тут нечастые гости, не считая приглашенных делегаций и родственников поставчан из Витебска и Минска. Хотя потенциал для развития туризма в регионе есть. Власти смогли разместить более чем полтысячи гостей. В небольших Поставах работают две гостиницы, оперативно нашлись свободные места в санатории «Ветразь» рядом с городом и в бывшем дворце Тизенгауза, ныне больнице.
Кстати, имение Тизенгаузов — одно из первых восстановленных в стране в годы независимости, и отсюда звук звенящих цимбал может распространиться и на прилегающие страны Евросоюза. Встреченные на празднике Алла Кейзик, зампред Поставского райисполкома, и Пятрас Блажявичюс, глава департамента культуры, туризма и международных отношений администрации самоуправления Рокишкисского района, поведали о грандиозном плане. В литовском городе Рокишкис также есть поместье Тизенгаузов. Поэтому на финансирование из средств ЕС заявлен совместный проект «По дорогам Тизенгауза». В октябре, если его утвердят, два региона соседних государств получат деньги на культурную интеграцию.
Что и говорить: в Поставах раскинулось широкое поле деятельности — и не только певчее. А поводы для единения традиций здесь находят с любой страной. Тарас Григорчук когда–то жил в городе, а потом уехал на родину — в Киев. «Прихватил» из Беларуси невесту. И вот теперь вернулся назад. Но не один, а с коллегами — солистами хора «Аскольд». Хор, правда, не совсем вписывается в формат фестиваля — все–таки исполняет духовную музыку. Но ради участия в конкурсе украинцы подкорректировали репертуар. Кстати, жену отсюда увез не один Григорчук. Итальянцы, посещая фест, тоже покидали его с сужеными. Кто знает, может, на Апеннинах звучат белорусские мелодии. И оттуда приедут гости — уже на следующий фестиваль.
Фото автора.
Автор публикации: Виктор КОРБУТ