ТАИНСТВЕННОЕ ПИСЬМО, ИЛИ ПОЧЕМУ ЗАКРЫЛИ ФОТОГАЛЕРЕЮ?

Источник материала:  
У фотокамеры есть свои законы.

Питер Генри Эмерсон


«Сегодня фотография является признанным видом творческого самовыражения, отдельным признанным видом изобразительного искусства». Какие красивые правильные слова! И это ни для кого не секрет. И все согласно кивнут головой. А на деле?
…С мая этого года крупная столичная фотогалерея «Zнята», хорошо известная белорусскому фотосообществу, приостановила выставочную деятельность. Возможно, читатель, далекий от мира фотовыставок, объективов и съемок, безразлично пожмет плечами, мол, что здесь такого особенного, мало ли где и чего закрылось? Вот если бы рынок возле дома работать перестал. А тут… Если таковые найдутся, можете, не читая дальше, просто перелистнуть страницу. Для остальных хочу рассказать об этой галерее, которая располагалась в одном из столичных кинотеатров и была отдушиной для многих действительно неравнодушных к фотоискусству.

Всем было хорошо

Первая выставка под брендом фотогалереи открылась в июне 2007 года. За прошедшие три года было представлено более 40 проектов различного формата. В их числе персональные и коллективные выставки, тематические и экспериментальные. Надо отдать должное — все это стало возможно благодаря колоссальной поддержке творческих инициатив, оказанной руководством данного кинотеатра. Здесь предпочли отказаться от практики заполнения пространств «для галочки» и предоставить свободные площади для профессиональных фотопроектов. О выставочных проектах многократно лестно отзывались представители дипломатических миссий, различных министерств республики и творческих объединений. Государственные телеканалы приглашали авторов в студии новостей и тематических передач.
С самых первых выставок Сергей Михаленко, руководитель фотогалереи «Zнята», определил простую политику: «Нам интересны разные авторы, жанры и виды фотографии. У нас нет ограничений по возрасту автора, его званиям или регалиям. Главное — это тот материал, который фотограф хочет показать». Это дало возможность представлять минской публике как уже именитых авторов (В. Качан, В. Ведренко, В. Ракович, О. Яровенко), так и тех, кто еще делает первые, но уже уверенные шаги в фотографии (А. Крылова, А. Леванкова, А. Толяронок).
И это еще не все. Сложилась традиция ежегодной выставки свадебной фотографии, благодаря чему заметно активизировался переход белорусской свадебной фотографии из сугубо утилитарной в творческую с более профессиональными стандартами качества. Несколько выставок репортажной фотографии (Сергей и Дмитрий Брушко, Алексей Матюшков, масштабная выставка литовского пресс-фото) напомнили, что репортеры — это не только служители СМИ, но и авторы со своим взглядом на окружающую действительность и фотографию.
За три года существования фотогалереи сложилась и еще одна приятная традиция. В Минске появилось место, где практически каждый день можно было встретить кого-либо из фотографов — кафе уже упомянутого кинотеатра. Центр города и удобное время работы — все способствовало тому, чтобы именно здесь проходили творческие встречи, концерты, презентации медиа-проектов.
Надо подчеркнуть тот факт, что активная деятельность фотогалереи требовала немалого энтузиазма, времени и сил со стороны Сергея Михаленко и команды проекта. А со стороны авторов, планировавших выставки, — еще и немалые личные финансовые вложения в печать и подготовку экспозиций. Несмотря на все трудности, выставки открывались, освещались в СМИ, активно обсуждались в интернет-пространстве.
С осени этого года в планах галереи стояли международные проекты, обновление выставочного оборудования и целый ряд творческих встреч с белорусскими и зарубежными авторами.

Нет. Не всем

И скажите на милость, кому от этого было плохо? Кому мешала галерея? И почему она закрылась? Вот тут-то и появляется первое упоминание о некоем таинственном письме.
…В один прекрасный весенний день у Сергея Михаленко с директором кинотеатра Еленой Авдащенко состоялся не очень приятный для обоих разговор. Елена Викторовна посетовала, что фотогалерея больше не сможет размещаться в здании кинотеатра. В ответ на вполне закономерное: «Почему?» — Авдащенко сослалась на идеологический отдел УП «Киновидеопрокат», который якобы получил особую рекомендацию от Мингорисполкома. Содержание ее сводилось к следующему: практика проведения культурных мероприятий с частной инициативой должна быть прекращена.
И в первую очередь «под раздачу» попала фотогалерея «Zнята»? Очень странно. Видимо, чиновники полагают, что минчанам и гостям столицы достаточно видеть фотографии на рекламных билбордах и плакатах в витринах магазинов? С другой стороны, прежде чем делать выводы, хотелось бы лично ознакомиться с данным письмом. Но все оказалось не так просто.
Вот что рассказал Сергей Михаленко:
— Мне лично письмо никто в руки не давал. Просто озвучили позицию «Киновидеопроката», у которого в подчинении все кинотеатры города. Руководство кинотеатра тут точно ни при чем. Они нас выгораживали как могли. Им-то мы только пользу приносим. …Вообще, изначально галерея чудесно работала безо всякой цензуры полтора года. Да нам и не нужна была никакая цензура. Мы и так соблюдали правила: никакой эротики, насилия, пропаганды алкогольных и табачных изделий, никаких политических мотивов. Но вскоре «Киновидеопрокат» заставил согласовывать все выставленные фотоработы. Мы не возражали. Дальше — больше. Нас заставили согласовывать все афиши и пресс-релизы. Надо так надо. Потом заставили убрать логотипы наших информационных партнеров — мы были не против. Наконец, запретили выставлять работы под брендом нашей галереи. Мы и это смиренно приняли как должное. Но никакие «склоненные головы» не помогли уберечь фотогалерею. Ее деятельность прекратили за 3 дня до открытия следующей авторской выставки. Уже были разосланы все анонсы, автор, Александр Толяронок, распечатал работы, все было подготовлено, мы собрались их развешивать. И тут…Честно вам скажу, в чем причина — не знаю. Если не это письмо, то что еще?!

«Какое письмо? Вы о чем?»

Следующим собеседником в моем списке причастных к «волшебной бумаге», способной закрывать частные, упрямо мозолящие кому-то глаза галереи, значилась Елена Авдащенко. Увы, она очень некстати уехала в отпуск, и поговорить с ней не удалось. Тогда я направилась за разъяснениями в УП «Киновидеопрокат».
— Какое письмо? Я вообще об этом из Интернета узнал, даже возгордился собой — это ж надо, какие полномочия приписывают нашей организации: галереи закрывать. Никакого письма не было. Это глупость и выдумка, очевидные каждому, — возмутился Василий Коктыш, директор предприятия, — мы за выставочную деятельность не в ответе. Мы за кинотеатры отвечаем и за фильмы. Ну кто мог додуматься до такого? К тому же выставки в кинотеатрах у нас идут постоянно, и никто никому ничего не запрещает. К нам обращаются и свободные художники, и из академии искусств. Мы всем рады. И помогаем им на бесплатной основе. И из-за нас эта пресловутая галерея ну никак, поверьте, прекратить деятельность не может! Если бы вы еще сказали, что частный кинотеатр из-за нас трудности какие-то испытывает с открытием, потому что конкуренции боится, так это и то больше на правду было бы похоже. А тут что к чему? Повторяю, нас ни фотогалереи, ни выставочная деятельность не касаются. Им там заняться больше нечем? Понавыдумывали бог весть что.
Также удивился, узнав о пресловутом письме, и Владимир Зубрик, заместитель начальника управления идеологической работы Мингорисполкома:
— Я ни о чем подобном не слышал. Наше управление таких бумаг не готовило. Никаких галерей никто не закрывал.
— Может, мне в другой отдел Мингорисполкома обратиться…
— Да и другой отдел тоже не мог такое готовить. Если бы письмо было, мы бы о нем знали, уверяю вас. Могли разве что упорядочить как-то деятельность частных галерей…
— Но упорядочить — это же не значит запретить?
— Совершенно верно. Так что, думаю, тут какая-то неверная информация.
Я передала содержание вышеприведенных бесед Сергею Михаленко и еще раз поинтересовалась, правда ли, что у галереи не было никаких других причин для закрытия. Он вздохнул, отрицательно покачав головой, и посетовал, что я не смогла связаться с Еленой Авдащенко, которая могла бы подтвердить его слова.

Письма нет. Галереи тоже

...Я не имею права и не хочу никого обвинять: да, письма как такового я не видела, официальных комментариев, подтверждающих его существование, тоже не получила. И тем не менее я верю Сергею Михаленко. Ведь для того, чтобы запретить, у нас зачастую совершенно необязательно иметь на руках бумагу с печатью. У фотокамеры свои законы, у людей свои...

P.S. За прошедший год в Минске по разным причинам закрылись уже 3 частные фотогалереи.

Ольга КОСТЮКЕВИЧ
←Запятнанная репутация

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика