Приключения Буратино. Что осталось за кадром?
12.06.2010 12:15
—
Новости Культуры
"Приключения Буратино" Леонида Нечаева стали шедевром советского кино. Любой кадр, любое слово в нем сейчас – это классика самой высокой пробы. Однако конечная версия кинокартины очень сильно отличается от первоначальной задумки. Какой же могла быть знаменитая телесказка?
Сценарий
В первоначальном сценарии, текст которого сохранился в архивах, Буратино был слишком дерзок и щеголял вульгаризмами. Например, когда папа Карло и Джузеппе мирятся после склоки в самом начале фильма, Буратино произносил: "А все-таки драться лучше, чем лизаться". Мальвину же он третировал постоянно: то оценивающе оглядывал с ног до головы: "Мальвина, а ты куколка!", то заявлял, что у нее "бзык в голове".
Или вот такая тирада от Буратино в адрес Карабаса: "Эй ты, директор кукольного театра, старый пивной бочонок, жирный мешок, спустись к нам, спустись – мы оторвем тебе драную бороду!"
Был также эпизод, когда деревянный герой голышом выбегал на улицу, устраи-вал беспорядок на карусели, после чего притворился умершим, за что папу Карло, якобы уморившего его голодом, посадили в участок.
Джузеппе же представал перед зрителем как отъявленный пьяница. В начале фильма планировалась сцена, в которой он ловил в бутылку капли с виноградных гроздей.
Вообще же, сценарий начинался с картинки пионерского театра, в котором дети готовились играть спектакль про Буратино, а главный актер внезапно превращался в полено, после чего уже начиналась собственно сказка.
А в сцене погони кота и лисы за Буратино последний должен был броситься в пруд и счастливо спастись, уцепившись за хвост взлетевшего лебедя.
После обсуждения сценария авторам рекомендовали выбросить длинноты, сократить "моменты, связанные с проявлением некоторых черт характера взрослых" и убрать "моменты проявления излишней жестокости у положительных героев".
Что с успехом и было сделано.
Актеры
В роли Буратино мог быть не Дмитрий Иосифов, а Владимир Станкевич, тоже минчанин. Он был основным кандидатом, пока за неделю до съемок помощник режиссера не отыскал на катке Иосифова.
— Те мои пробы запомнились даже слишком хорошо, — смеется Владимир Станкевич, работающий сегодня в Москве ведущим корпоративных вечеров. — Костюм Буратино был без пуговиц и сметывался на актере на живую нитку, так что снять его можно было только разорвав. По закону подлости, как только наложили последний шов, мне тут же жутко захотелось в туалет. А поскольку мальчик я был стеснительный, то все четыре часа, пока шли пробы, терпел из последних сил. Можете себе представить, что это было, ведь снимали сцену, где Карабас подвешивает Буратино на крючок за шиворот!
Владимиру не удалось войти в историю кино в качестве деревянного человечка. Но в его послужном списке 27 фильмов, в которых он снялся преимущественно в детстве. Например, сыграл роль Дениса Кораблева в картине "По секрету всему свету". Кстати, ему очень нравится фильм о Буратино, а Дмитрия Иосифова он довольно часто озвучивал и сейчас иногда с ним созванивается.
На роль кота Базилио первоначально претендовал актер Виктор Павлов, а лисы Алисы — его жена Татьяна Говорова. Однако затем они отказались. Карабаса же отдали Роману Филиппову, а Дуремара — Льву Перфилову. Но ансамбль не сложился.
— Когда Нечаев отснял свой первый материал и повез показывать в Москву заказчику — ТО "Экран", реакция была очень резкой, — рассказывает тогдашний директор киностудии "Беларусьфильм" Изольда Кавелашвили. — Там заявили: "Если вы еще раз привезете этот конотопский ТЮЗ, фильм положим на полку".
Нечаеву было рекомендовано сменить актерский состав. В итоге на роль кота Базилио согласился Ролан Быков. При условии, что лисой Алисой станет его жена Елена Санаева.
— Быков сделал для фильма очень многое, — продолжает Изольда Кавелашвили. — Он дал всему ключ, направление. Нечаев ухватился за эту стилистику и стал развивать в том же духе.
Любопытно, что на роль лисы Алисы рассматривали также Лию Ахеджакову и Алису Фрейндлих, а кота Базилио — Борислава Брондукова.
На Дуремара же пробовались Михаил Казаков и Валентин Гафт, а Тортилу предлагали Фаине Раневской. Но сыграли их Владимир Басов и Рина Зеленая.
Песни
Музыку для фильма мог писать совсем не Рыбников. Ведь он был тогда еще неизвестным композитором и вызывал сомнения у руководства. Однако Нечаев настаивал. Поступили так: Рыбников написал музыку без заключения договора с киностудией, на свой страх и риск. Комиссия, прослушав песни, пришла в восторг.
Много вариаций было и с текстами. Например, в романсе черепахи Тортилы выпал целый куплет. Рина Зеленая просто отказалась петь слишком грустные, по ее мнению, строчки про преклонный возраст.
— Я тогда оправдывался и говорил, что писал текст для черепахи, а не для женщины. Но она сказала, помню точное выражение, что я слишком ее очеловечил, — прокомментировал автор слов Юрий Энтин. — К счастью, песня и без этих строк стала популярной. А останься они — кто знает…
Какой же именно пассаж не понравился Рине Зеленой?
Мне казалось — счастье рядом,
Только лапу протяни.
Но осенним листопадом
Прошуршали лета дни.
Старость все-таки не радость,
Люди правду говорят...
Как мне счастье улыбалось
Триста лет тому назад!
Выпал последний куплет и в песне лисы Алисы и кота Базилио про жадин, дураков и хвастунов, текст к которой писал Булат Окуджава:
Какое небо голубое!
Живут на свете эти трое.
Им, слава богу, нет конца.
Как говорится, зверь бежит
И прямо на ловца!
А вообще, по первоначальной задумке в фильме должно было прозвучать не 13, а 19 песен. Планировалось даже хоровое выступление дворников.
Но особенно любопытно то, что из фильма почему-то выпали три песни самого главного героя — Буратино.
Оформление
На декорациях отразился малый бюджет фильма.
— На поляне Мальвины хотели сделать и дом девочки с голубыми волосами, и конуру Артемона, — вспоминает оператор Юрий Елхов. — Но в результате построили только чулан с пауками. А ромашки на газонах вырезали из бумаги всей съемочной группой.
Поле чудес тоже должно было оформляться более затейливо: помимо сказочных ворот с колоколом, планировалось построить еще и сторожку. Также вместо маленькой будки предполагалось поставить полноценные декорации внутреннего помещения полицейского участка.
Интересно, что из пяти золотых, отлитых по спецзаказу, в кадрах фильма на самом деле светятся всего четыре.
— Одна из монет исчезла еще в начале съемок — или украли, или потеряли, — пояснил Юрий Елхов. — Поэтому сцены, где Буратино считает свои деньги, сняты с перебивками.
Нос главного героя был сделан из папье-маше, поэтому часто размокал и выходил из строя. Так что бутафорам пришлось сделать их штук сто. А вот костюмчик и шапочка были пошиты в одном-двух экземплярах, поэтому стирать их приходилось чуть ли не каждый день.
В списке реквизитов были заказаны, но не использованы несколько вариантов полена – его должны были показывать в руках у папы Карло на разных стадиях готовности вырезаемой им куклы.
Кроме того, в списке значились неиспользованные вещи: пять тарелок с пудингом, два бутафорских кренделя, заводные игрушки, берданка, десять клеток для птиц и сами птицы и еще курительная трубка.
— Реквизит в конце нужно было, конечно же, сдавать под роспись. Но кто же удержится от сувениров! — рассказал помощник режиссера Владимир Поночевный. — Золотой ключик достался Леониду Нечаеву. А башмачки главного героя получил на память Дима Иосифов.
Байки вокруг фильма
Юрий Елхов: "Большая часть фильма снималась в Крыму. Однажды ночью мы работали на берегу недалеко от Севастополя. Вокруг темнота, люди спят, 3.00 на часах, а у нас горят прожектора, режиссер кричит во весь голос… Вдруг в море всплывает подводная лодка, открывается люк и нам оттуда в рупор кричат: "Эй, там, на берегу, что делаете? Есть ли у вас разрешение?" Съемочная группа, естественно, была в шоке".
Юрий Елхов: "Рина Зеленая хоть и отказалась петь один куплет из песни черепахи Тортилы, она все-таки любила Энтина. И как-то даже ему стихи свои сочинила и прочла при всех. Точно текст вспомнить не могу, но там был такой каламбур: "Юрий Энтин энтим и интерестен".
Владимир Поночевный: "В эпизоде про театр Карабаса нам нужно было конфетти. А Нечаев всегда был очень требователен в таких вещах: если надо, вынь да положь. Кинулись туда-сюда – нет конфетти! Делать нечего: ночь просидели с дыроколами и таки нащелкали целый мешок. Видок наутро у нас, правда, был еще тот, но сцену сняли успешно".
Юрий Елхов: "В сцене, где кот и лиса подвешивают Буратино за ноги на дерево, все было сделано без всякой страховки, в "живом" кадре, причем Ролан Быков "жертву" еще и раскачал немного. К счастью, все обошлось. А бабушку Димы Иосифова специально на это время послали за продуктами в Ялту".
Юрий Елхов: "Для Ролана Быкова и Елены Санаевой фильм про Буратино стал первым после их свадьбы. А он, в общем-то, старше ее. И вот после выхода фильма на экраны Нечаеву стали приходить мешками письма. В одном из них был такой вопрос: "Дядя режиссер, скажите, почему кота Базилио играет дедушка, а лису Алису – девушка?"
Владимир Поночевный: "Не так давно в Москве меня подвозил Дима Иосифов. Нарушил правила, тормозит инспектор ДПС. Дима мне подмигнул: "Увидите, что будет". И отдает постовому права. Тот разворачивает: "А что это у вас здесь фото Буратино лежит?" Дима: "Ну так это я и есть!" Тут милиционер всматривается, берет под козырек и говорит: "Что же вы… Не нарушайте, товарищ Буратино!" — "И вот так постоянно..." — улыбнулся Дима, когда мы отъехали"
Киноляпы
— В сцене на поляне Мальвины Дима Иосифов забыл переобуться в деревянные сабо и попал в кадр в обычных советских ботинках.
— По ходу фильма у Буратино постоянно меняется длина бровей: то они совсем крошечные, то "вырастают" в размерах в 2—3 раза.
В фильме роль Буратино сыграл Дмитрий Иосифов из Минска.
Но первоначальной кандидатурой был Владимир Станкевич, тоже житель белорусской столицы.
Пробовался на деревянного человечка и Андрей Ладутько, тоже минчанин.
Ролан Быков сыграл одну из ключевых ролей в фильме - кота Базилио.
Но хитрым слепым мог оказаться и Виктор Павлов...
...и белорусский актер Август Милованов.
Москвичку Таню Проценко помощница режиссера отыскала в вагоне поезда.
Но Мальвиной могли быть минчанки Карина Овчаренко...
...и Оля Карбалевич.
Ролан Быков настоял на том, чтобы роль лисы Алисы досталась его жене Елене Санаевой.
А Виктор Павлов хотел, чтобы рыжую бестию отдали его супруге Татьяне Говоровой.
Еще вариант лисы - Екатерина Никищихина.
Эта Алиса была помечена в альбоме фотопроб как Людмила Зайцева.
И наконец, Владимир Басов в фильме блестяще сыграл Дуремара.
До его появления роль продавца пиявок исполнял Владимир Носик.
Автор благодарит за помощь в создании материала Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства.