Музей как бизнес
Музей как бизнес
В наших музеях до сих пор днем с огнем не сыщешь магазинов и киосков по продаже сувениров и печатной продукции. Музейщики всячески игнорируют этот источник пополнения бюджета. А вот, к примеру, в Китае на постоянные экспозиции можно попасть абсолютно бесплатно, что приводит к притоку посетителей. Прибыль при этом растет за счет реализации сувениров, книг и открыток. А мы по–прежнему зарабатываем на продаже входных билетов, проведении экскурсий и организации выставок. Насколько этот подход отвечает времени?
Замкнутый круг
В музее истории Великой Отечественной войны возле кассы оборудован стеллаж для продажи книг и открыток. Можно купить даже диски и энциклопедию–раскраску для детей. Цены, правда, кусаются.
— Многие музеи мира существуют за счет продажи печатной и сувенирной продукции, а входные билеты при этом бесплатные, — утверждает заместитель директора Вячеслав Казаченок. — Для нас же такая практика неприемлема, ведь основная часть наших посетителей — школьники. К тому же половина из них приезжает из провинции. Одна книга, к примеру, стоит 50 — 70 тысяч. Далеко не каждый сможет позволить себе ее купить.
Музей не изготавливает литературу, а берет на реализацию у издательств. В неделю продается 10 — 15 книг, летом — и того меньше. Пользуются спросом открытки и магнитики, на которых много не заработаешь.
Директор Национального исторического музея Сергей Вечер считает, что изготовление и продажа качественных изданий требуют немалых вложений. Нужно прибегать к использованию внебюджетных средств. Образуется замкнутый круг: и хотелось бы музею зарабатывать на продаже книг и сувениров, но пока что не получается.
То густо, то пусто
В Государственном литературно–мемориальном музее Якуба Коласа не смогли мне ничего предложить из печатной продукции. Даже на постоянную экспозицию не удалось попасть — в здании проходили съемки киноленты.
— Основная часть наших книг, открыток и буклетов сейчас находится в филиале музея в Столбцовском районе, — говорит заместитель директора Анна Зайцева. — В ближайшее время планируем выпустить два красочных буклета. Но сначала мы самостоятельно должны заработать деньги на их производство.
В фойе Литературного музея Максима Богдановича я обратил внимание на большой шкаф с книгами. Но купить их, к сожалению, не удалось. Мне порекомендовали сходить в ближайший книжный магазин.
В Доме–музее I съезда РСДРП посетителей не было, в глазах кассира читался вопрос: «Вы к нам?» Еще больше она удивилась, когда я попросил показать те немногочисленные открытки и книги, которые стояли на небольшом стенде. Обратил внимание на карту «Музеи Минска». А вот вы знаете, что в нашей столице находится 33 храма муз?
— Печатная продукция вызывает интерес у посетителей, — утверждает директор Дома–музея I съезда РСДРП Сергей Беспанский. — Книги и открытки у нас продаются, никакой проблемы в этом я не вижу. Но не могу сказать, что мы на этом зарабатываем большие деньги.
Рекламный ход
На сайте Национального художественного музея есть специальный раздел «Книжный киоск» с информацией о печатной продукции, которую можно купить при посещении учреждения. Но в самом музее я не нашел книжного киоска, лишь только небольшой стеклянный шкаф. Как отметила заместитель директора Надежда Усова, реализация сувениров и книг — это, скорее, рекламный и имиджевый ход, а не способ заработка денежных средств.
— Продажа печатной продукции приносит нам небольшой доход, — рассуждает Надежда Михайловна. — Наш основной заработок — реализация билетов и проведение экскурсий, помогает постоянный спонсор. Я уверена, что ни один музей в мире не сможет обойтись без финансирования.
Впереди всех
Больше всех в сфере мерчендайзинга преуспели в Белорусском государственном музее народной архитектуры и быта, где посетителям предлагают достаточно большой ассортимент сувениров и печатной продукции. Но есть и свои проблемы.
— Наши желания несоизмеримы с возможностями, — рассказывает директор музея Светлана Лакотка. — Сотрудники реставрационного отдела умеют плести пояса, создавать поделки из глины, освоили процесс валяния. Мы могли бы продавать посетителям сувениры, но для этого нужно производственное помещение, оборудование и салон–магазин. Сейчас вынуждены размещать сувениры на стендах возле кассы.
В музее можно купить открытки, изделия из керамики, льняные куклы. Каждую неделю в выходные дни умельцы из Белорусского союза мастеров народного творчества продают свои поделки. На территории музея работает кафе. Регулярно проводится анализ предпочтений посетителей, чтобы определить, на продаже какой продукции делать акцент. В ближайшее время, к примеру, в музее планируют выпустить кепки и маечки с символикой учреждения, деревянные магнитики, информационно–справочный материал и подарочные открытки.
Значит, все–таки можем кое–что? Было бы желание.
Компетентно
Светлана Гаврилова, главный специалист управления учреждений культуры и народного творчества Министерства культуры:
— На днях наша делегация вернулась из Москвы с 12–го Всероссийского музейного фестиваля «Интермузей–2010», где ежегодно проходит выставка «Музейное оборудование и технологии — ХХI век». Белорусские музейщики представили проект создания новой экспозиции Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. Особый интерес у посетителей вызывали научные издания из фондовых коллекций, каталоги, буклеты, брошюры, открытки и другая рекламная и сувенирная продукция. Многое зависит от коллектива музея, способного подготовить качественные издания, и, безусловно, от руководства. Если в музее заинтересованы в получении дополнительного дохода, грамотном позиционировании своего учреждения и создании положительного имиджа, то будут найдены возможности изготовления печатной и сувенирной продукции. Не совсем правильно рассчитывать лишь только на помощь государства. Руководство музеев должно двигаться, развиваться, искать новые формы привлечения средств для развития своего учреждения. Сегодня есть возможность получить гранды на выпуск печатной продукции и сувениров, в том числе и международные. Следует активнее принимать участие в конкурсах, которые проводит Министерство культуры. Не стоит забывать и о создании попечительских советов при музеях.
Автор публикации: Дмитрий БОБРИК
Фото: Виталий ГИЛЬ