Рыгор Барадулин: "В советское время было трудно - быть Вознесенским"
03.06.2010
—
Новости Культуры

- Эта весть прилетела из России, как черная птица… Андрей любил наш язык, нашу культуру... У него был цикл стихов, посвященный Беларуси. Я в свое время перевел целый сборник его поэзии, ему, думаю, нравился перевод. Я его называл "прыгонным рускай мовы" - и его это веселило. У него были потрясающие, неожиданные образы. Он был очень общительным. Он был заботливый, внимательный. Это был настоящий поэт. В советское время было трудно - быть Вознесенским.
Последний раз виделись в девяностых. Мне больно от того, что его не стало. Он был слишком велик, слишком непосредственен, не вмещался в общепринятые рамки. Вот сейчас смотрю на фотографию, где мы втроем - Быков, он и я... С каждым годом все меньше и меньше становится друзей.
Жена писателя и создателя "Дудуток" Евгения Будинаса Валерия Клицунова:
В 90-е годы Вознесенский часто приезжал в Минск к своему другу - писателю Евгению Будинасу. Под Минском Будинас создал необычный музей белорусской культуры. Те, кто был в те годы в "Дудутках", помнят о тех праздниках до сих пор. Там варили самогон (официально, по лицензии), пекли хлеб, слушали старобелорусскую музыку, читали стихи, парились в бане, катались на лошадях…
- Муж был очень дружен с Андреем, и, если бы он был жив, мы бы обязательно поехали попрощаться с Вознесенским. Для него Вознесенский был знаковый друг. У Вознесенского есть стихи, посвященные Будинасу…
А я соприкоснулась с ним как жена друга. Андрей был человеком с чувством юмора - любил и подкалывать, и разыгрывать. Как-то на даче в Дудутках Будинас показывал наш участок. В глубине у нас есть лесок и лавочка. И Будинас пошутил: здесь меня и похоронят. Я отшутилась: "Мне тут трупы не нужны". А потом я была в Москве, мы созванивались с Андреем. Он говорит: "Купи мою новую книжку, я про тебя стихи написал". Ну, я побежала книжку покупать. И стихи были о Будинасе, а про меня там была только строчка:
Художник, ты восстанавливаешь мельницы, и
Устав от мерзости, послав всех на,
Могилку нарисуешь в саду под ельничком.
"Мне труп здесь не нужен!" - сказала жена.
Андрей часто приезжал не один, и многие эпизоды - личные, о которых не могу рассказывать… Я знала, что Андрей болен, но он хорошо держался, выступал… Очень жаль, что уходит время титанов поэзии.