Дядюшкин сундук

Источник материала:  

Дядюшкин сундук

Дядюшкин сундукВ Русском театре состоялся тысячный показ знаменитого спектакля Владимира Маланкина «Единственный наследник». Для тех, кто не знает, это история, как родственники богатенького старика изо всех сил стараются прибрать к рукам его богатство. Племянник старого Жеронта Эраст почтительностью и послушанием завоевывает любовь дядюшки, потому как для него наследство — единственная возможность получить руку своей возлюбленной Изабеллы. И хотя у дядюшки 119 наследников, все они далеко, а Эраст рядом. И, разумеется, страстно ждет дядюшкиной кончины. Вместе с ним ждут служанка Лизетта, слуга Криспен, невеста Изабелла и ее матушка госпожа Аргант. Однако Жеронт не только не торопится на тот свет, но и о завещании не думает. Более того, он собирается жениться на юной красавице Изабелле и родить себе прямого наследника! Эта блистательная, искрящаяся весельем, наполненная смешными и невероятными ситуациями и поворотами комедия французского драматурга Жана–Франсуа Реньяра до сих пор смотрится на одном дыхании и вряд ли может кого–то оставить равнодушным. Стоит ли упоминать, что зал был полон. Присутствовавший на спектакле посол Франции после показа прислал письмо на имя театра, в котором выражал свое восхищение постановкой. Успех невероятный!


Дядюшкин сундук— Владимир Андреевич Маланкин вообще обладал удивительной натурой, — сказал мне бывший ученик Маланкина, народный артист Борис Луценко. — Я думаю, секрет неувядаемого успеха его спектакля в том, что Маланкин перевернул пьесу и поставил ее не так, как она написана. К сожалению, об этом никто не говорит. В пьесе Жеронт — классический скряга, подобный пушкинскому Скупому, да еще влюбившийся в молоденькую девочку. По всем театральным канонам — отрицательный персонаж. Но Маланкин увидел в нем большого ребенка. Помню, как мы однажды забрели с ним в гости к одной актрисе и увидели фотографию ее сына. На снимке был изображен мальчик со светлым, наивным взглядом. И Владимир Андреевич воскликнул: «Вот это и есть мой Жеронт!» Мало того, он хотел, чтобы эту роль исполнила прекрасная актриса Элла Овчинникова. Не обладая эффектными внешними данными, она тем не менее была не просто талантливой, а парадоксально–непредсказуемой актрисой. Ее даже называли белорусской Джульеттой Мазиной. К сожалению, она рано ушла из жизни. Не могу сказать точно, кто (вполне может быть, что и я, в ту пору бывший главным режиссером театра) отговорил Владимира Андреевича от этого замысла, о чем, наверное, сейчас и жалею. Но главное осталось: Жеронт — это большой ребенок, и его увлечение молоденькой девочкой проистекает исключительно от наивности. А вокруг него — целая свора ворюг, стремящихся любой ценой захватить принадлежащее не им. Маланкин противопоставил наивного человека с его наивными страстями и таким же отношением к жизни банде людей, цель которых вполне определенна. И когда в результате они добиваются своего, старик прозревает, что наследство–то они у него взяли силой. А «честные воры» заявляют, что это их честный заработок, заслуженная награда после стольких хитроумных интриг. «Погиб бы мир без нас, людей с воображением!» — заявляют они. Последней звучит фраза: «Действие происходило в Париже в таком–то году». Но на самом деле подобное вполне может происходить — да и происходит! — сейчас. Разрабатывая характеры персонажей, Маланкин придумал массу интересных деталей, только им присущих черт, трюков. Кстати, Владимир Андреевич сам умел просто потрясающе здорово показывать, и повторить за ним актеру было очень трудно. Наверное, по причине заразительности показа и собственной непредсказуемости просто взять и скопировать такое вряд ли было возможно. Талант заразить другого — и прежде всего актера, а через него и зрителя — идеей, мыслью, характером и является, на мой взгляд, главным секретом долговечности этого спектакля.


Елена МИНЧУКОВА.

←Пальмовая ветвь. Золотая или утомленная?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика