«Самое главное в своей жизни я распознала правильно»
Вдова знаменитого художника из Речицы Наталья ИСАЧЕВА -- о многогранности таланта Александра, ценах на его картины, выставках работ и своих детских мечтах...
«Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед», -- писала Марина Цветаева. К гениальным живописцам редко приходит признание при жизни. Словно Бог, наделивший талантом, бережет их от суетности мирской славы.
Творчество белорусского художника Александра Исачева и по сей день оценивается неоднозначно: от полного неприятия некоторыми искусствоведами до восхищения людьми с разным уровнем образования. Он прожил всего 32 года, но успел создать более 500 живописных полотен и тысячи графических листов...
Я встретилась с вдовой художника в их родном городе Речице. Наталью Исачеву сложно не узнать: ее облик присутствует почти на всех картинах мастера.
-- Самое интересное, что моих портретов, -- рассказывает Наталья Николаевна, -- у него немного. Я часто позировала Саше, но это скорее были абстрагированные, обобщенно-философские типажи, которые вызревали у него внутри сквозь призму художественного видения и мироощущения. Как он сам признавался, мужские образы давались ему намного легче, особенно те, которые ассоциировались с библейскими или мифологическими сказаниями. Если рядом оказывался человек с таким лицом, он обязательно его рисовал. К примеру, моделью для целого ряда работ Александра был инженер, кандидат наук из Ленинграда Леонид Григорьевич Шраго, образ которого он использовал в картинах «Моисей», «Ной» и др.
--Наталья Николаевна, как известно, у Александра много картин, связанных с библейскими мотивами. В начале творческого пути его сильно поддержал протоиерей Петр Латушко, поручив ему написать нескольких икон для своей церкви…
-- Саша был верующим, и это его осознанный путь. В 19 лет он крестился в православном храме, потом активно изучал остальные мировые религии, философию. Как личность Александр Исачев настолько многогранен, что его трудно вместить в рамки одной религии, национальности. Через богатство мировой культуры он пытался осмыслить роль художника как сакральное отражение Бога-творца.
Я была в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Речице, где и сейчас много икон Александра Исачева. Одна из прихожанок, узнав, что я пишу о художнике, подошла ко мне со словами: «Я бывала в разных церквях, но такого мощного по своей духовной сути «Распятия», написанного Александром, нигде не видела». На могиле у Александра Исачева установлен обычный памятник, а на нем его любимые стихи поэта Несими: «Я жемчуг в раковине скрытый, я мост, ведущий в Ад и Рай, так знайте, что с таким богатством, я в лавки мира не вмещусь».
-- У Шерлока Холмса фирменным знаком была трубка, у Чарли Чаплина -- тросточка и котелок, а какие предметы наиболее четко характеризовали Александра Исачева?
-- Конечно, кисть! Однажды в шутку я сказала, что он -- Аполлон Саваофович Гаутама. Александру очень понравилось. По легенде, Аполлон родился на пустынном плавучем острове, который не был еще полноценной сушей. Как же так? Пристанище бога красоты и музыки в таком безлюдном месте? Мой муж долго осмысливал этот миф. И вдруг осознал, «что эллины поселили Аполлона в этом унылом месте, дабы он так истосковался по красоте, что родил ее из самого себя». В этом смысле таким местом покоя для Александра стала родная Речица, куда он всегда возвращался после шумного Ленинграда, чтобы творить. Даже называл ее в шутку «Гречицей». «Вот увидите, она еще станет центром культуры!», -- говорил он.
-- Кем мог бы стать Александр, повернись судьба иначе?
-- В юности он стоял перед сложной дилеммой: выбрать художественный или поэтический путь. Я знаю одно: кем бы он ни стал, всегда был бы художником в самом широком смысле этого слова, творцом, «мастером».
-- Как вы думаете, нашел бы Александр свое место в мире современных цифровых технологий, когда все в искусстве теперь делается так быстро…
-- Сегодняшний мир, безусловно, -- не мир Александра Исачева. И дело не в новых технологиях. Это всего лишь техника, которая будет помогать талантливому человеку создавать шедевры новой эпохи. Речь идет о ценностях, которые ныне превалируют в нашем обществе. Мы с Александром -- люди другого поколения, по-другому были воспитаны. Сегодня прагматичное время, человек зачастую оценивается не по моральным и духовным качествам, а по уровню его материальной успешности. Это, конечно, было бы чуждо Александру. Я уверена, что Саша, как всегда, с интересом наблюдал бы за происходящими метаморфозами, но делал то, что и ранее: погрузился бы в свое внутреннее пространство, сел бы за мольберт и писал по 14--16 часов в сутки. Говорят: «Если можешь не писать -- не пиши. Пиши, когда не можешь не писать». Саша не мог не писать…
-- Сколько сейчас стоит самое дорогое произведение Александра Исачева?
-- Картина стоит столько, сколько за нее готов заплатить покупатель. По официальной оценке, произведенной в Петербурге, стоимость некоторых работ Александра Исачева сегодня от 50 до 150 тысяч долларов. Но реальные цены могут быть и ниже, и выше. Все зависит от того, кто кому продает и кто у кого покупает.
-- В начале 90-х, сразу после смерти Александра Исачева, выставки его работ с успехом проходили во всех уголках бывшего СССР и за границей, за билетами выстраивались километровые очереди. Но вдруг почти на два десятилетия воцарилось молчание…
-- Не совсем так. Молчали искусствоведы от Союза художников. Но об Александре писали историки, культурологи. В вузах его творчество изучают студенты.
...Александр родился в поселке Озаричи Калинковичского района, а жил в Речице. Поэтому мне хочется поблагодарить нашу районную власть, которая поддержала своего талантливого земляка и помогала еще при его жизни организовывать выставки. В Речицком краеведческом музее теперь находится единственная государственная коллекция работ Александра Исачева. В основном это графика, но есть и несколько работ, выполненных маслом. А к 50-летию со дня рождения художника в городе была установлена памятная мемориальная доска.
К сожалению, с течением времени стало сложнее организовывать выставки работ моего мужа, потому что большинство из них находится в частных коллекциях. И не все владельцы произведений хотят их выставлять. Кроме того, проведение таких мероприятий требует значительных финансовых затрат, которые не всегда могут окупиться. У меня часто спрашивают, как я отношусь к частным коллекционерам живописи. Это довольно щекотливый вопрос: произведения искусства, попадая в частные коллекции, становятся недоступны широкому зрителю -- хозяин может уехать и увезти коллекцию в другую страну, может продать. Но в основе многих музеев -- именно частные коллекции. А когда речь идет о творчестве малоизвестных или «запрещенных» художников, то о музеях до поры до времени говорить не приходится вообще. В этой связи частное коллекционирование приобретает особую значимость. Хорошо уже то, что работы находятся в одних руках, становятся коллекцией. И есть шанс рано или поздно ее увидеть. Так, в Петербурге постоянно экспонируются работы моего мужа из коллекции Георгия Михайлова. Благодаря минскому художнику и коллекционеру Олегу Орлову, который владеет довольно значительным собранием работ Александра Исачева, мы смогли провести ряд недавних выставок в Минске, Гомеле и Речице. Они были посвящены 20-летию со дня смерти и 55-летию со дня рождения Александра. Всего прошло уже пять выставок, одна из которых до сих пор работает в Гомеле, в галерее имени Ващенко. Благодаря Орлову выпущен последний, самый объемный альбом-каталог «А. Исачев».
Надо отметить еще одно достоинство его коллекции: работы приведены в порядок, где нужно, отреставрированы, хорошо оформлены. Знамением времени и следствием частных выставочных инициатив является и то, что музеи и галереи теперь уже сами проявляют заинтересованность в экспонировании работ художника.
-- Наталья Николаевна, говорят, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина…
-- Мы познакомились с Сашей, когда он был в девятом классе, а я -- в седьмом. Тогда еще не было «великой» женщины (улыбается Наталья Николаевна), а была просто девочка, которая мечтала о чем-то необыкновенном.
-- И это в ее жизни произошло…
-- Считаю, что человек всегда получает то, что хочет. Главное осознать: действительно ли это желание так для тебя важно? Как в знаменитом фильме Тарковского «Сталкер», где герой хотел одного, но Зона дала ему другое. Порой трагедия человека заключается как раз в том, что он не распознал своей настоящей потребности и пошел по ложному пути. Думаю, самое главное в своей жизни я распознала правильно.
Арина САНДОВИЧ, «БН»
НА СНИМКАХ: Наталья ИСАЧЕВА; икона святого князя Владимира.
Фото Николая ЛЕОНОВА, «БН»