"Подарок Сталину", или детская культура довоенных и послевоенных лет. Необычная выставка открылась в Гомеле.
18.04.2010 12:23
—
Новости Культуры
На ней реальные экспонаты, которые гомельские дети готовили в дар вождю. Начиналось все с огромного вышитого панно, которое 80 лет хранила у себя дома гомельчанка и лишь недавно передала в дар музею. Оно было изготовлено к 70-летнему юбилею Сталина, но до адресата так и не дошло.
Рассказывает Виталий Краснобаев: Это вышитое панно на стене - не просто штучная работа, а настоящая гомельская легенда. Правда, почти никому не известная. Без малого 80 лет назад гомельские дети готовили подарок грозному советскому вождю Сталину. Вот только подарок не понравился одной из комиссий, и детская работа потерялась. Чтобы спустя время стать началом необычной выставки.
(Валентина Селедевская, заведующая филиалом Ветковского музея народного творчества: "К нам пришла женщина и принесла панно, сказала: "Я в таком возрасте, что уже не могу о нем позаботиться, но хочу, чтобы оно сохранилось".)
Но даже не истории создания полотна самый интересный факт из жизни вышивки. Оно еще и единственный исторический свидетель. На нем вышитая детскими руками Детская железная дорога, единственная в Беларуси. Причем существовала она в Гомеле до войны. Но о ней почти ничего не известно. Вот после этих открытий и решили сотрудники музея посмотреть на тот мир глазами детей.
(Андрей Скидан, сотрудник Ветковского музея народного творчества: "Когда мы начали собирать выставку, оказалось, что такие вещи тяжело найти. Их тяжело выставить, они собраны по подвалам. И о них никто не помнит".)
Как ни странно, но игрушек в современном понимании в довоенном Гомеле почти не было. В самом лучшем случае - плюшевый медведь или вырезанные из дерева куклы. Большой шик - переносной патефон. И обязательные пионерские атрибуты - галстук, значок и барабан или горн.
(Валентина Селедевская, заведующий филиалом Ветковского музея народного творчества: "Несмотря ни на что, те дети радостные были. И тяжело жить, и работать начинали, а они все в один голос говорят, как радостно было жить".)
Целая эпоха на нескольких выставочных полках. Кажется, чуть более полстолетия отделяет нас от той поры, когда существовали эти вещи. Но между ними бездна. И кто знает, возможно, еще через полстолетия уже на современные вещи молодежь будет смотреть такими же глазами.
Рассказывает Виталий Краснобаев: Это вышитое панно на стене - не просто штучная работа, а настоящая гомельская легенда. Правда, почти никому не известная. Без малого 80 лет назад гомельские дети готовили подарок грозному советскому вождю Сталину. Вот только подарок не понравился одной из комиссий, и детская работа потерялась. Чтобы спустя время стать началом необычной выставки.
(Валентина Селедевская, заведующая филиалом Ветковского музея народного творчества: "К нам пришла женщина и принесла панно, сказала: "Я в таком возрасте, что уже не могу о нем позаботиться, но хочу, чтобы оно сохранилось".)
Но даже не истории создания полотна самый интересный факт из жизни вышивки. Оно еще и единственный исторический свидетель. На нем вышитая детскими руками Детская железная дорога, единственная в Беларуси. Причем существовала она в Гомеле до войны. Но о ней почти ничего не известно. Вот после этих открытий и решили сотрудники музея посмотреть на тот мир глазами детей.
(Андрей Скидан, сотрудник Ветковского музея народного творчества: "Когда мы начали собирать выставку, оказалось, что такие вещи тяжело найти. Их тяжело выставить, они собраны по подвалам. И о них никто не помнит".)
Как ни странно, но игрушек в современном понимании в довоенном Гомеле почти не было. В самом лучшем случае - плюшевый медведь или вырезанные из дерева куклы. Большой шик - переносной патефон. И обязательные пионерские атрибуты - галстук, значок и барабан или горн.
(Валентина Селедевская, заведующий филиалом Ветковского музея народного творчества: "Несмотря ни на что, те дети радостные были. И тяжело жить, и работать начинали, а они все в один голос говорят, как радостно было жить".)
Целая эпоха на нескольких выставочных полках. Кажется, чуть более полстолетия отделяет нас от той поры, когда существовали эти вещи. Но между ними бездна. И кто знает, возможно, еще через полстолетия уже на современные вещи молодежь будет смотреть такими же глазами.