Фильм «Эммануэль в Америке» запретили в Беларуси спустя 33 года
Но есть среди 12 картин, добавленных в прошлом году в список, и несколько знаковых. Например, последний фильм знаменитого режиссера Ларса фон Триера «Антихрист», главная героиня которого удостоилась серебряной премии Каннского кинофестиваля-2009 за лучшую женскую роль.
Присутствует в списке также нашумевший фильм российского режиссера Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» (2006 г.). Сыгравшая в нем актриса Лия Ахеджакова получила приз премии «Ника-2007» за лучшую женскую роль второго плана.
Интересно, что попала в список и эротическая лента «Эммануэль в Америке», снятая в далеком 1976 году.
Всего же на сегодня список фильмов, запрещенных Министерством культуры к распространению на территории Беларуси, насчитывает 107 картин. Правда, председатель Республиканской экспертной комиссии по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости Нина Фрольцова в недавнем интервью «Минскому курьеру» от роли цензора открестилась.
– Решение о запрещении принимает не РЭК. Его принимают юридические и физические лица, которые занимаются прокатом. Мы можем только рекомендовать... Еще один момент заключается в том, что все фильмы из списка запрещены только для публичного показа. А формулировка «запрещено к распространению» – это ориентир для тех структур, которые занимаются кинопрокатом, – отметила она, сказав, что для своей частной коллекции можно скачать из интернета любой фильм.
Добавим также, что ранее многие из запрещенных Минкультом фильмов можно было спокойно купить через интернет-магазины. В Департаменте по кинематографии это объясняли тем, что сами они отслеживать ситуацию с продажами не могут, а у МВД хватает и своих дел.
Культуролог и киноаналитик Максим Жбанков отмечает, что в современных условиях, когда фильмы распространяются через сетевые ресурсы, запретить ленту невозможно, а иногда это дает даже обратный эффект. Он приводит в пример западные страны, где используют не жесткий запрет, а сегментацию зрителей – к примеру, ограничение «до 16 лет».
– Стремление к жесткому запрету фильмов, которые, по моему мнению, никакой социальной опасности нести не могут, я рассматриваю как рецидив старого советского метода управления культурой, когда чиновникам было дано право решать, что нужно смотреть, а что не нужно. Но в новых культурных условиях эти запреты больше похожи на имитацию деятельности, – сказал «Салідарнасці» Максим Жбанков.