Шведский вектор

Источник материала:  
Выставка "Состояние разума" шведских художников Аники Карлссон Риксон и Анны Виолы Хальберг демонстрируется 5-30 марта в Минской галерее современного искусства.Проект, посвященный этическим, юридическим и социальным аспектам жизни сексуальных меньшинств в России, организован посольством Швеции в Республике Беларусь при поддержке Шведского института. О выставке, а также о работе Шведского института в целом корреспонденту "БР" рассказал его директор Улле ВАСТБЕРГ.

- В большинстве стран мира всегда существует дискриминация сексуальных сообществ, геев и лесбиянок, - сказал г-н Вастберг, - хотя мне кажется, что современные молодые люди более открыты и не настолько подвержены тенденции дискриминации, как старшее поколение.

Эта выставка не говорит о сексуальности как таковой. Что особенно интересно - она рассматривает сексуальную тематику с точки зрения ежедневной бытовой жизни людей, которые чем-то отличаются от остального общества.

Должен заметить, что довольно часто любые меньшинства, будь то религиозные, национальные и т. д., в той или иной степени подвергаются дискриминации, поэтому выставка поднимает в целом тему дискриминации меньшинств.

Задача Шведского института - распространять знания о нашей стране за ее пределами. Просто представить выставку, конечно, можно, но когда вокруг явления искусства организуется дискуссия, возникает более глубокий интерес к стране и ее культуре. Если мы возьмем выставку, которая сегодня открывается, ее форма интересна с точки зрения искусства, но при этом ее тематика инициирует дискуссию, потому что, согласитесь, это дискуссионная тема.

- Г-н Вастберг, каковы основные направления работы Шведского института?

- Шведский институт - это государственная структура, которая подчиняется Министерству иностранных дел. Можно выделить три основных направления нашей работы. Первое - это распространение информации о разных видах искусства - музыке, фильмах, литературе и т. д.

Второе направление - работа с образовательными программами. Институт дает стипендии иностранным студентам для обучения в Швеции. И третье направление - это культурный обмен, то есть непосредственно мероприятия, которые мы организуем в разных сферах, и нынешняя выставка - тому пример.

Бюджет Шведского института состоит из двух частей. Одна часть теоретически может изменяться, но практически давным-давно не менялась и составляет 80 млн. шведских крон. А вторая часть бюджета направлена на реализацию различных проектов и изменяется в зависимости от того, какие проекты мы планируем. Это могут быть, например, разного рода стипендии, проекты в области противодействия торговле людьми, которые мы тоже реализуем, и многие другие. Общий бюджет института составляет 300 млн. шведских крон.

- Шведский институт финансирует проекты не только в области культуры?

- Да, вы правильно поняли. Шведский институт финансирует не только культуру. Например, наши стипендиаты, которых мы поддерживаем, могут работать в разных направлениях - физика, математика. Но культура у нас занимает специальное и очень важное место.

Шведский институт работает преимущественно за рубежом, это наша основная цель. Но часто у нас налаживается взаимовыгодное партнерство, и в области культуры некоторые мероприятия планируются и реализуются в Швеции.

Например, если говорить о Беларуси, мы не только привозим сюда шведских художников, но также сотрудничаем с Белорусской академией искусств, и мы приглашали белорусских графиков по обмену в Швецию. То есть какие-то мероприятия проходят и в Швеции, но это всегда связано с нашей работой за рубежом.

- В Беларуси в последние годы было организовано довольно много проектов при поддержке Шведского института. В каких странах институт работает наиболее активно?

- Мы очень много работаем с Парижем, где у нас есть представительство института. К слову, нигде в мире, кроме Франции, не существует отделений или представительств Шведского института. А в Париже оно есть в силу сложившихся исторических обстоятельств.

Везде, в том числе и в Беларуси, мы работаем через посольства Швеции или через Центр шведских исследований, если проекты касаются лингвистических программ, образовательных. Много проектов Шведский институт реализовал в Токио. Мы планируем работать с Шанхаем.

Несмотря на то, что мы вкладываем больше денег в различные проекты, которые осуществляются в этих городах, в некоторых небольших странах, как, например, Беларусь, эффект от нашей работы более заметен.

- Есть ли в сфере культуры приоритетное направление, которое вы считаете наиболее важным и которое Шведский институт будет поддерживать в этом году?

- Я бы не сказал, что есть приоритет жанров, но приоритет как таковой есть. Это "Восточное партнерство". Как вы знаете, изначально инициатива "Восточного партнерства" исходила от Польши и Швеции, сейчас в рамках Европейского Союза она реализуется, и мы будем поддерживать страны, которые вошли в эту программу.

Например, если говорить о Грузии, мы поддерживаем не только различные культурные проекты, но и сотрудничество между музеями. Недавно в Швеции была выставка золотых изделий из музеев Грузии. Что касается Украины и Беларуси, то мы также собираемся поддерживать не только мероприятия в области культуры, но и обменные процессы.

- Вы упомянули о том, что Шведский институт распространяет информацию, в том числе и о шведской литературе. Как организована ваша работа в этой области с Беларусью?

- В Швеции есть Культурный совет, который занимается литературой, и он в основном поддерживает переводы. Шведский институт иногда приглашает белорусских писателей и поэтов на остров Готланд, в Висбю. У нас там есть литературный центр, и мы предоставляем возможность белорусским литераторам жить и работать в этом центре в течение месяца. Мы также готовим для них программу, в рамках которой они могут познакомиться со шведскими издательствами.

- Г-н Вастберг, вы возглавляете учреждение, которое ассоциируется прежде всего со шведской культурой. Каковы ваши личные предпочтения в этой области?

- Видите ли, мое образование (я изучал историю экономики) и то, что я сделал в жизни до работы в Шведском институте, довольно разнообразны. В свое время я был директором большого журнала, возглавлял информационное агентство, был членом парламента. Я написал несколько книг, возглавлял Государственный театр Швеции, был в правлении "Радио Швеции", работал государственным секретарем в Министерстве финансов. В течение 5 лет был генеральным консулом и послом Швеции в Нью-Йорке. Очень много я делал в своей жизни. А что касается моих предпочтений... Меня очень интересуют две вещи: информационные технологии и творческая форма как таковая.
←24 сакавіка — прэзентацыя факсімільнага выдання

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика