В традиции мерцающего камуфляжа

Источник материала:  
В традиции мерцающего камуфляжаВыставка работ Натальи Залозной "Свободный полет" экспонировалась в Музее современного изобразительного искусства 2-14 марта.Экспозиция привлекла большое внимание публики и прессы. Работы Натальи Залозной, безусловно, хороши, но, возможно, дело не только в них, но и в личности белорусской художницы.

"Появление Наташи на небосклоне белорусского искусства было событием, - вспоминает искусствовед Лариса Финкельштейн. - Я помню ее первые работы на молодежных выставках. Они резко отличались от остальных удивительной художественностью, в которой совершенно не было литературы. Когда смотришь на работы Наташи, не возникает вопроса: что хотел сказать художник? Хотя в них никакого видимого сюжета и нет. Она мыслит категориями пластического искусства, и это очень ценно. Она - мастер пластической философии".

По мнению Л. Финкельштейн, в работах Н. Залозной отражена реакция художника на сложные и глобальные проблемы человеческого бытия.

"Наташа - ассоциативный художник, - полагает искусствовед. - Это особенно выражено в тех ее работах, где она продолжает традицию мерцающего камуфляжа каких-то своих мыслей, своих ассоциаций. Причем эти ассоциации связаны, условно говоря, не со вчерашней погодой и не с завтрашними переменами, но с очень сложными и тонкими материями, словами не выразимыми".

Благодаря своему таланту и интеллекту Н. Залозная интегрировалась в европейское искусство, оставаясь при этом белорусским художником. "Это то, о чем мечтает художник любой страны: нести свое, национальное, и при этом быть услышанным миром", - считает Л. Финкельштейн.

Более 8 лет назад Наталья с мужем Игорем Тишиным уехали из Минска в Брюссель. О том, чем отличается жизнь художника на Западе от жизни в Минске, Н. Залозная рассказала корреспонденту "БР".

- Наталья, чем был вызван ваш отъезд из Беларуси?

- Хотелось видеть мир, хотелось немножко расширить границы, иметь возможность ездить по биеннале, выставкам. Брюссель хорошо расположен географически: недалеко, в двух-четырех часах езды, находятся Лондон, Париж, Амстердам. И в любой момент, если там проводится большая выставка, есть возможность поехать и посмотреть.

Мы стараемся не пропускать крупные ярмарки, часто ездим в Роттердам, Париж, почти всегда посещаем Венецианскую биеннале. Все это происходит рядом, и это любопытно. И для художников это необходимо. Мне, наверное, для того чтобы я работала и существовала активно, нужны экстремальные условия. Здесь, на родине, все спокойно, тихо, дома тепло, а там гораздо жестче, суровее. И есть возможность посмотреть со стороны на родину и на себя тоже. Наверное, для меня это было жизненно важно.

Всякому художнику хочется профессионально работать с галереей, он должен иметь интересные предложения и возможность показывать свои работы. Ему необходимо, чтобы им занимались, чтобы работы покупались. С другой стороны, интерес зрителей является стимулом для работы.

- Где художнику проще - здесь, в Беларуси, или в Европе?

- Очень трудно сравнивать, потому что здесь одно хорошо, там - другое.

Там приходится работать совершенно по-иному, гораздо интенсивнее, и там приходится думать о выживании. Здесь, по-моему, немножко вольготнее, свободнее, легче.

Когда мы живем здесь и попадаем на Запад, нам кажется, что там все могло бы сложиться более благополучно. Ты показал работы, у тебя был какой-то успех, и представляется: как здорово, как великолепно все существуют! Но когда ты попадаешь в реальные условия, все оказывается гораздо сложнее.

Возможно, на Западе чаще покупают работы и цены там, конечно, тоже другие. Как правило, половину от стоимости работы берет галерея, а половина идет художнику. Но и налоги там огромные, кроме того, надо платить за социальное кроме того, немалые суммы.

Очень сложно найти галерею, которая соответствовала бы тебе, и чтобы твое искусство вписывалось в контекст галереи. Найти взаимную любовь всегда непросто.

- Как часто у вас проходят выставки в Европе?

- Две-три выставки в год. В основном они проходят в сезон, с сентября по май, потому что затем начинаются каникулы и выставок никаких не проводится.

- Чем отличается открытие выставки в музее в Минске от подобных событий, например, в Брюсселе?

- Во-первых, тем, что это музей, государственное учреждение. И сюда пришли в основном друзья, коллеги, близкие люди, с которыми меня связывают очень приятные человеческие отношения. Там - это работа. Я сотрудничаю с частными галереями, и мое дело - создавать картины, а дело галерейщиков - приглашать своих клиентов. Поэтому там несколько иная публика - коллекционеры, люди, которые очень интересуются искусством, хотят иметь у себя в доме произведения искусства.

Очень часто бывает так, что коллекционеры, настоящие ценители искусства, предпочитают приходить не в день вернисажа, а в другое время, потому что на открытии в галерее обстановка не совсем подходящая для просмотра картин. Но после вернисажа в Брюсселе очень часто можно видеть пустые галереи, особенно в будние дни.

Конечно, многое зависит от галерейщиков, от того, насколько активно они работают. Галерея должна не только показывать картины, но и организовывать публикации в газетах и журналах.

- Совсем недавно проходила выставка ваших работ в Москве, и вас назвали белорусско- бельгийской художницей. Это верное определение?

- Я родилась в Минске, здесь жила, училась, здесь прошла большая часть моей жизни, я сформировалась как художник здесь. Конечно, на меня оказывает влияние то, что меня сейчас окружает, то, что я вижу, впитываю.

Справка "БР"
Наталья ЗАЛОЗНАЯ родилась в Минске, окончила Белорусский государственный театрально-художественный институт, стажировалась в KulturKontakt (Вена, Австрия) и Kunstlerhaus (Бозвиль, Швейцария), принимала участие в Венецианcком биеннале современного искусства. Персональные выставки художницы проходили в Беларуси, России, Бельгии, Швейцарии, Великобритании, Франции, США, Голландии, Австрии. Работы Н. Залозной находятся в коллекциях Третьяковской галереи в Москве и Национального художественного музея Беларуси, а также в частных коллекциях во многих странах мира.
←Международный средневековый фестиваль "Меч Храма" состоялся в Минске

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика