Профессиональные евреи снова подзаработали на минчанах
06.03.2010
—
Новости Культуры
Вероятно, музыканты питерского клезмер-гараж бэнда «Наеховичи» вновь «заскучали по советскому», потому что, спустя два года после июньского концерта в уже не существующем клубе «Гудвин», вернулись в Минск, чтобы выступить на более просторной и более престижной сцене клуба «Реактор».
Возможно, несмотря на явные преимущества этой площадки, многие поклонники творчества группы не добрались до клуба, по привычке считывая лишь афиши концертных залов и различных ДК. Вместительный «Реактор» мог бы вместить и намного больше людей — места для танцев было в избытке.
К слову, явление современной еврейской культуры белорусскому народу происходит все чаще. Буквально недавно жители ночного Минска могли отплясывать под прогрессивный хаус от ди-джея Гая Герберта из Тель-Авива, а сейчас уже ходят слухи о возможном приезде модного писателя Этгара Керета на Минскую книжную ярмарку в 2011 году. Нынешнее веселое вечернее мероприятие с участием питерцев устроили агентство BoPromo, а также еврейский студенческий культурный центр «Гилель» и американский распределительный комитет «Джойнт».
— Шалом! — приветствует лидер клезмер-гараж бэнда Ваня Жук журналистов, собравшихся 3 марта в Еврейском общинном доме на предконцертную пресс-конференцию. На Ване — темные очки в толстой белой оправе, шапка и некоторая небритость. Остальные звезды рок-н-ролла и ностальгичной советской эстрады выглядят совершенно по-домашнему, ведь, как отметят они ниже, Минск — это возможность вернуться в свое детство.
— Мы давно дружим и давно пересекаемся, — поясняет Александр Богданов, директор концертного агентства Bo Promo. — Мы организуем концерт «Наеховичей» не первый раз, и всегда рады принимать их у себя.
Ваня Жук говорит, что «Наеховичи» играют традиционную еврейскую музыку, ведь традиция, по его мнению, это не что иное, как развитие, и никак не повторение. Очевидно, музыкантам надоело отвечать на вопрос, почему именно еврейскую музыку они избрали для своей карьеры: его, как надоедливого жука, Жук сбрасывает со своего плеча на плечи скрипача Дмитрия Храмцова.
— Некоторое время назад наш друг Фрэнк Лондон из группы Klezmatics, рассуждая на подобные темы, применил определение professional jew — профессиональный еврей, — говорит скрипач. — Мол, на трубе играю, меня воспринимают как еврейского музыканта. Я сам, помимо «Наеховичей», играю в группе «Добраночь», так вот у нас там, например, играет ливанец — и он тоже профессиональный еврей. Мы этим деньги зарабатываем. Если мы, допустим, приедем в Испанию и будем там петь григорианские хоралы или исполнять музыку австралийских аборигенов на диджериду, или танцевать кубинские танцы, то это будет воспринято как минимум странно. Найдутся, конечно, фрики, которые закричат: «О, круто, приехали евреи из России и играют музыку на диджериду», но большая часть людей пойдет все-таки слушать настоящих австралийских аборигенов. С другой стороны, я играю еврейскую музыку, потому что именно ее я люблю.
Это мой способ выявить свое еврейство. Некоторые, наверное, когда чувствуют себя евреями, идут в центр «Гилель» и играют там, допустим, в игру «Мафия». А мне в кайф на скрипочке поиграть. Как человек, родившийся в Советском союзе, я не могу назвать себя евреем — я немного знаю традиции, но не знаю язык.
— Над этим вопросом мы уже давно научились работать, — вмешивается Жук. — У нас особый спор, кто ответит на него наиболее полно.
— Я очень рада, что не услышала ответ о том, что евреи везде есть, и на такие концерты всегда придут люди, — восторженно комментирует еврейская женщина «из зала».
— Ну, это пришло нам в голову не в последнюю очередь! — смеется барабанщик Федор Машенджинов.
Поддерживая заданную «ноту», Жук объявляет, что очень рад поддержке еврейских организаций во всех странах, безмерно рад оплаченному проезду.
— Когда я окончил Институт культуры, я задумался: что бы мне играть такое, чтобы много денег заработать? Чтобы пользоваться успехом и путешествовать по всему миру… — говорит харизматичный лидер коллектива, улыбаясь только глазами, спрятанными за темными стеклами. — Наверное, еврейская музыка это то самое поле, где бабло сочится!
Собравшиеся взрываются смехом, директор центра «Гилель» Максим Юдин добавляет:
— Помимо бабла, вы назвали путешествия. Евреи путешествуют много лет, начиная еще от пророка Моисея!
— Не по своей воле! — кричит кто-то.
— Я с вами не соглашусь! — отвечает кто-то третий.
Путешествия превратились в образ жизни клезмер-гараж бэнда — его участники отмечают, что в Западной Европе их знают и любят больше, чем в родном Питере.
Рассуждая на тему изменений, которые постигли Минск со времени их последнего приезда, «Наеховичи» говорят, что больше всего их радует процветание промоутера Александра Богданова, победившего в номинации «Деятель года» на неформальной московской премии «Степной волк» в прошлом году и открывшего России глаза на новую музыкальную Беларусь. Музыканты считают, что привезенные Богдановым открытия имеют все шансы «снять» клезмер-бэнд со сцены и покорить всю аудиторию целиком.
— Я был на концерте «Нагуаль», — отмечает Машенджинов. — Слушал их с открытым ртом. Такой класс!
Также «Наеховичей» радуют белорусские дороги. После опасных ночей на российских в Беларуси тихо, спокойно. Машин также нет.
— Важным знаком того, что в Беларуси проходит процесс либерализации для меня является то, что в метро мы встретили на афише название группы «Крама», — продолжает Жук.
— Раньше едешь ночью по Беларуси — и такое ощущение, что все вымерло. Пустыня, темно, ни одного фонаря, вдруг появляется милиционер с палочкой и машет тебе, — вспоминает Храмцов. — Сейчас сдвиги есть, больше стало бензоколонок. У меня есть теория, что Беларусь это такая консервативная страна с собственными традициями. Если ты белорусов не понимаешь — они тебя тоже не понимают. Но я тут уже не первый раз, и меня нормально воспринимают.
— Я очень люблю вспоминать свое детство, которое прошло в Советском союзе. Это было очень уютное место, и мне там нравилось гораздо больше, чем в современной России, — говорит Машенджинов. — Если Советский союз был моим домом, то Россия так и не стала. А в Беларуси все немного похоже на то, как было в детстве. Сейчас, правда, все больше стало походить на современную жизнь. Хотя остались еще признаки чего-то родного…
Возможно, несмотря на явные преимущества этой площадки, многие поклонники творчества группы не добрались до клуба, по привычке считывая лишь афиши концертных залов и различных ДК. Вместительный «Реактор» мог бы вместить и намного больше людей — места для танцев было в избытке.
К слову, явление современной еврейской культуры белорусскому народу происходит все чаще. Буквально недавно жители ночного Минска могли отплясывать под прогрессивный хаус от ди-джея Гая Герберта из Тель-Авива, а сейчас уже ходят слухи о возможном приезде модного писателя Этгара Керета на Минскую книжную ярмарку в 2011 году. Нынешнее веселое вечернее мероприятие с участием питерцев устроили агентство BoPromo, а также еврейский студенческий культурный центр «Гилель» и американский распределительный комитет «Джойнт».
— Шалом! — приветствует лидер клезмер-гараж бэнда Ваня Жук журналистов, собравшихся 3 марта в Еврейском общинном доме на предконцертную пресс-конференцию. На Ване — темные очки в толстой белой оправе, шапка и некоторая небритость. Остальные звезды рок-н-ролла и ностальгичной советской эстрады выглядят совершенно по-домашнему, ведь, как отметят они ниже, Минск — это возможность вернуться в свое детство.
— Мы давно дружим и давно пересекаемся, — поясняет Александр Богданов, директор концертного агентства Bo Promo. — Мы организуем концерт «Наеховичей» не первый раз, и всегда рады принимать их у себя.
Ваня Жук говорит, что «Наеховичи» играют традиционную еврейскую музыку, ведь традиция, по его мнению, это не что иное, как развитие, и никак не повторение. Очевидно, музыкантам надоело отвечать на вопрос, почему именно еврейскую музыку они избрали для своей карьеры: его, как надоедливого жука, Жук сбрасывает со своего плеча на плечи скрипача Дмитрия Храмцова.
— Некоторое время назад наш друг Фрэнк Лондон из группы Klezmatics, рассуждая на подобные темы, применил определение professional jew — профессиональный еврей, — говорит скрипач. — Мол, на трубе играю, меня воспринимают как еврейского музыканта. Я сам, помимо «Наеховичей», играю в группе «Добраночь», так вот у нас там, например, играет ливанец — и он тоже профессиональный еврей. Мы этим деньги зарабатываем. Если мы, допустим, приедем в Испанию и будем там петь григорианские хоралы или исполнять музыку австралийских аборигенов на диджериду, или танцевать кубинские танцы, то это будет воспринято как минимум странно. Найдутся, конечно, фрики, которые закричат: «О, круто, приехали евреи из России и играют музыку на диджериду», но большая часть людей пойдет все-таки слушать настоящих австралийских аборигенов. С другой стороны, я играю еврейскую музыку, потому что именно ее я люблю.
Это мой способ выявить свое еврейство. Некоторые, наверное, когда чувствуют себя евреями, идут в центр «Гилель» и играют там, допустим, в игру «Мафия». А мне в кайф на скрипочке поиграть. Как человек, родившийся в Советском союзе, я не могу назвать себя евреем — я немного знаю традиции, но не знаю язык.
— Над этим вопросом мы уже давно научились работать, — вмешивается Жук. — У нас особый спор, кто ответит на него наиболее полно.
— Я очень рада, что не услышала ответ о том, что евреи везде есть, и на такие концерты всегда придут люди, — восторженно комментирует еврейская женщина «из зала».
— Ну, это пришло нам в голову не в последнюю очередь! — смеется барабанщик Федор Машенджинов.
Поддерживая заданную «ноту», Жук объявляет, что очень рад поддержке еврейских организаций во всех странах, безмерно рад оплаченному проезду.
— Когда я окончил Институт культуры, я задумался: что бы мне играть такое, чтобы много денег заработать? Чтобы пользоваться успехом и путешествовать по всему миру… — говорит харизматичный лидер коллектива, улыбаясь только глазами, спрятанными за темными стеклами. — Наверное, еврейская музыка это то самое поле, где бабло сочится!
Собравшиеся взрываются смехом, директор центра «Гилель» Максим Юдин добавляет:
— Помимо бабла, вы назвали путешествия. Евреи путешествуют много лет, начиная еще от пророка Моисея!
— Не по своей воле! — кричит кто-то.
— Я с вами не соглашусь! — отвечает кто-то третий.
Путешествия превратились в образ жизни клезмер-гараж бэнда — его участники отмечают, что в Западной Европе их знают и любят больше, чем в родном Питере.
Рассуждая на тему изменений, которые постигли Минск со времени их последнего приезда, «Наеховичи» говорят, что больше всего их радует процветание промоутера Александра Богданова, победившего в номинации «Деятель года» на неформальной московской премии «Степной волк» в прошлом году и открывшего России глаза на новую музыкальную Беларусь. Музыканты считают, что привезенные Богдановым открытия имеют все шансы «снять» клезмер-бэнд со сцены и покорить всю аудиторию целиком.
— Я был на концерте «Нагуаль», — отмечает Машенджинов. — Слушал их с открытым ртом. Такой класс!
Также «Наеховичей» радуют белорусские дороги. После опасных ночей на российских в Беларуси тихо, спокойно. Машин также нет.
— Важным знаком того, что в Беларуси проходит процесс либерализации для меня является то, что в метро мы встретили на афише название группы «Крама», — продолжает Жук.
— Раньше едешь ночью по Беларуси — и такое ощущение, что все вымерло. Пустыня, темно, ни одного фонаря, вдруг появляется милиционер с палочкой и машет тебе, — вспоминает Храмцов. — Сейчас сдвиги есть, больше стало бензоколонок. У меня есть теория, что Беларусь это такая консервативная страна с собственными традициями. Если ты белорусов не понимаешь — они тебя тоже не понимают. Но я тут уже не первый раз, и меня нормально воспринимают.
— Я очень люблю вспоминать свое детство, которое прошло в Советском союзе. Это было очень уютное место, и мне там нравилось гораздо больше, чем в современной России, — говорит Машенджинов. — Если Советский союз был моим домом, то Россия так и не стала. А в Беларуси все немного похоже на то, как было в детстве. Сейчас, правда, все больше стало походить на современную жизнь. Хотя остались еще признаки чего-то родного…