Уникальную выставку "Орудия наказания средневековья" посетили сотни гомельчан

Источник материала:  
04.03.2010 12:59 — Новости Культуры
Уникальную выставку "Орудия наказания средневековья" посетили сотни гомельчан
Фото: Вячеслав СУХОДОЛЬСКИЙ,
"Рэспубліка"
С экспонатами уникальной выставки "Орудия наказания средневековья" в Гомеле уже ознакомились сотни горожан и гостей города.

В сознании современного человека применение орудий наказания и пыток в качестве средств получения признаний и исполнения приговоров судей, как правило, ассоциируется со Средневековьем. Достоверный исторический факт: на заре правления папы Иннокентия IV (1243—1254 гг.) пытке был придан официальный статус, и этой индульгенцией умело, а нередко весьма изощренно пользовались члены суда инквизиции. Именно в те времена было создано огромное количество приспособлений и инструментов для причинения человеку физических и моральных страданий, изуверских способов лишения подсудимых жизни. Кроме инквизиторов, активно использовали эти орудия и способы светские судебные органы средневековья.

Возможность на время вернуться в это жестокое время, представить себе весь ужас и антигуманность вершившегося тогда над человеческой личностью позволяет выставка "Орудия наказания средневековья", что проходит в эти дни в рыцарском зале Гомельского дворца Румянцевых—Паскевичей. Здесь в нескольких отделениях представлено более пятидесяти экспонатов из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга "Петропавловская крепость" — оригиналов и точно выполненных копий древних приспособлений для причинения боли, страданий и смерти. Уже одни названия большинства из них у человека впечатлительного и восприимчивого вызывают внутреннее содрогание: "Стул ведьмы", "Железный башмак", "Кол", "Пытка бдением", "Вилка еретика"… К примеру, на первый взгляд совсем безобидный экспонат выставки с забавным названием "Аист" — железная полоса с отверстиями, удерживающими голову, руки и ноги человека на одной линии. Видимых насильственных действий в отношении правоотступника вроде не совершалось. А на деле "Аист" — жестокое орудие пыток, заставляющее несчастного неподвижно сидеть в скрюченной позе. От чего у него вскоре нарушалось кровообращение, возникали нестерпимые спазмы живота, затекали конечности. Исход — наступление страшных судорог, неизменно приводящих к смерти или сумасшествию пытаемого. На дыбе с помощью специального механизма постепенно "удлиняли" человеческое тело. Историки утверждают: зарегистрированный максимум удлинения — до 30 сантиметров, в результате разрывались кости и внутренние органы подсудимого, принося ему адские мучения. Еще один экспонат — обычная ручная пила… Есть в галерее орудий наказания и предмет времен Петра Великого. Так называемый орден пьяницы, которым в те времена "награждались" неисправимые алкоголики. Ношение чугунного символа человеческой слабости было позорным явлением в Петровскую эпоху, хотя к видимому отрезвлению народа, как свидетельствуют исторические факты, этот способ наказания так и не привел…

— Второй год продолжается наше плодотворное сотрудничество с коллегами из Санкт-Петербурга, — отмечает директор музея "Гомельский дворцово-парковый ансамбль" Оксана Торопова. — В минувшем году в Гомеле с успехом прошла выставка восковых фигур из фондов "Петропавловской крепости", совместно с российскими музейщиками мы показали ее в Национальной школе красоты. К восковым фигурам из города над Невой сотрудники нашего музея подготовили прекрасные сюжетные инсталляции. Сейчас ведем переговоры о нашем участии в выставке, посвященной юбилею особняка графа Николая Румянцева на Английской набережной в Санкт-Петербурге. В экспозиции будут задействованы предметы из собраний ведущих музейных учреждений России — Государственного Эрмитажа, Русского музея, Музея Кремля и других. Наш музей планирует представить на этой престижной выставке два скульптурных произведения, выполненных в бронзе известным скульптором Василием Демут-Малиновским для надгробия Николая Румянцева в гомельском Петропавловском соборе — бюст первого министра иностранных дел, канцлера, видного государственного и общественного деятеля Российской империи, а также копию с оригинала известного итальянского ваятеля Антонио Кановы "Статуя "Мир"...

По информации Оксаны Тороповой, заинтересовались музейные работники культурной столицей России и хранящейся в фондах Гомельского дворцово-паркового ансамбля коллекцией народных икон, показ которых с успехом прошел недавно в выставочном комплексе "Беляево" в Москве. Сейчас идут согласования на предмет выставки части богатой гомельской коллекции в одном из залов Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

 

←В Минске выступили известные московские клезмеры

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика