Фото. Роскошный бал в Национальном академическом Большом театре оперы и балета в Минске
На протяжении сотен лет слово «бал» было синонимом роскошного и шумного праздника. На балах Золушки теряли свои туфельки, а Наташи Ростовы выходили в большой свет. На балах создавались браки и случались самые головокружительные романы.
Старую традицию рождественских балов решили возродить в Национальном академическом Большом театре оперы и балета.
Галина Галковская, режиссер-постановщик бала:
— Балы устраивать часто не получится — это вещь трудоемкая, затратная. Но, если получится, я думаю, мы не остановимся никогда.
К слову сказать, традиция проводить балы в оперных театрах тоже имеет свою историю.
В 1869 году по указу австрийского императора Франца Иосифа для его супруги — красавицы Элизабет, известной всему миру как императрица Сиси — был выстроен новый оперный театр. Он предназначался не только для постановки оперных и балетных спектаклей, но и для проведения оперных балов.
Первое «оперное суаре» — так назывался танцевальный вечер — состоялось здесь 11 декабря 1877 года. С тех пор Венский оперный бал носит звание главного бала Европы.
Организаторы бала в минском оперном театре постарались подарить гостям частичку этого праздника. Это была попытка охватить почти необъятное: княжеский бал, венский бал, русский бал. В канун Старого Нового года в стенах Большого театра оперы и балета не было места аскетизму и скуке. Все слегка пафосно, слегка чересчур, но именно это и создавало у присутствующих ощущение неординарного и яркого праздника.
Любовь Громова, гостья бала:
— Здесь все перемешалось. Мне кажется, атмосфера бала витает в воздухе. И, может быть, нам самим стоит привнести в атмосферу какую-нибудь загадку, например одеть маски и снять их в конце вечера.
Гости бала — это такие же важные персоны, как и музыканты, актеры, приглашенные танцоры. Здесь важна каждая деталь костюма. Настоящие принцы немыслимы без фрака, бабочки и белых перчаток. Ведь прикосновение рукой к обнаженной женской спине — это возмутительный поступок.
К дамам этикет не менее строг — вечернее платье обязательно. Впрочем, фасон вы выбираете сами. Допустимы и сложные конструкции с кринолином, и воздушный наряд в стиле ампир. А вот модные шпильки на балу не приветствуются — танцевать вальс или полонез в них, поверьте, крайне неудобно. А ведь именно танцы — это главная составляющая любого бала.
Юлия Лосякина, гостья бала:
— Вальс танцевать я умею, а вот полонез, к сожалению, пока нет. Я думаю, здесь витать атмосфера тех времен, когда танцевали именно полонез.
Когда-то непременным условием приглашения на придворные балы было обладание правом быть представленным императору или императрице. Но даже при таких строгих правилах на большие балы, к примеру в Зимний дворец российского императора, приглашались до двух тысяч человек.
Сегодня балы не столь масштабны, но намного демократичнее. И хотя мы все еще немного непривычны к сложным церемониалам и пышным торжествам, хочется надеяться, что этот бал в Национальном академическом Большом театре оперы и балета тоже станет доброй традицией.
Мария Васильева, гостья бала:
— Мне кажется, что такие мероприятия должны проводиться. Однако в силу своей уникальности они бывают очень редко и по определенным датам.
«Бал — есть жизнь в миниатюре, — говаривали в старину, — со всеми ее обольщениями, интригами, странностями и кознями». Сегодня же бал — это не столько жизнь, как она есть, сколько жизнь, какой мы, возможно, хотели бы ее видеть.
Раиса Южик, Илья Пучко. Утро. Студия хорошего настроения.