Выставка «ЛаСандр Арт»: традиции соцреализма в белорусской живописи
Игорь Бархатков, художник:
— В середине 20-х годов в Советском Союзе, в частности в Беларуси, авангард был полностью уничтожен. Уже к 30-м годам художники не работали в этом направлении — их расстреливали или сажали в тюрьмы. Зато с 30-х годов в СССР сумасшедшими темпами начал развиваться реализм.
На Западе все было в точности до наоборот. Реалистическое искусство приходило в упадок, зато авангард развивался на основе французских, немецких и русских достижений. Когда наступила перестройка, мы наблюдаем гениальнейший дизайн — в Германии, Италии и Америке (это видно по их предметам, машинам, мебели и так далее) — и великолепную русскую, белорусскую и украинскую школы искусства.
Белорусские художники 40-70-х годов — мастера высочайшего уровня. Однако помимо непревзойденного мастерства исполнения, эти работы объединяет особая мажорная атмосфера, жажда жизни и любовь к ней даже в самых обыденных проявлениях.
Татьяна Лусевич, сотрудник художественной галереи:
— Несмотря на то что 40-50-е годы являются послевоенными, искусство этого периода наполнено верой в будущее. В этой эпохе отражены энтузиазм и жизнерадостность. Наверное, сегодня мало кто может так радоваться обыденным жизненным явлениям, как люди, пережившие войну.
Выставки работ старых мастеров, которые организуют минские галереи — такие как «ЛаСандр-Арт» — сегодня пользуются особой популярностью. И дело здесь не просто в удивительном мастерстве художников. Даже самого неискушенного зрителя завораживает вещественное свидетельство собственной истории, рассказывающее о нас самих порой даже больше, чем сухие страницы учебников истории.
- Татьяна Лусевич, сотрудник художественной галереи:
— Эти работы можно назвать самыми ценными и значимыми во всей экспозиции. Эту картину, называемую «Отдых студентов», написали два художника — Моназо и Непомнящий. Некоторые наши посетители дали название этой картине «Советский завтрак на траве», сравнивая ее со знаменитой картиной импрессионистов. Она прямо-таки излучает свет и солнце. Энтузиазм и жизнелюбие, присущие советским годам, отражены здесь в полной мере. К тому же, эта картина интересна тем, что на ней отражен Минск 60-х годов — место мы видим узнаваемое, но такой его образ канул в лету.
Нет в истории художника, который писал бы только для себя. У художника и его произведений должен быть зритель. Существуют различные способы познакомиться с художникам и его творчеством: музеи, аукционы, журналы репродукций, Интернет, а еще — галереи.
У нас в гостях директор художественной галереи «ЛаСандр Арт» Лариса Борисовна Бортник.
— У Вашей галереи такое благозвучное название — «ЛаСандр Арт». Как оно возникло?
- — Эта аббревиатура составлена из двух слов. Но мы долгое время об этом не говорили, и люди пытались ее расшифровать. Посетители прочитали с французского «благородные рыбы».
— Скажите, пожалуйста, чем галерея отличается от музея?
— Музей — это собрание очень серьезных произведений, которые зарекомендовали себя и хранятся неопределенно долгое время, то есть вечно. Музеи являются достоянием народа и всей страны. Для хранения в музеях произведения отбираются очень тщательно и взвешенно.
- Что касается галерей, то они, как правило, работают с современным материалом. Если же выставляются работы недалекого прошлого, то это свободный материал, оставшийся от музеев.
- — Вы ориентируетесь и на классику в Вашей галерее?
- — Занимаясь классикой, мы располагаем фондом материалов, который не вошел в фонды музеев, но представляет интерес для частных коллекционеров, а также для изучения творческих биографий художников, для различных исследований. Галереи представляют собой сложный механизм, который работает грамотно и методично.
- — Валентин Губарев и Татьяна Радзивилова в июне прошлого года представляли изобразительное искусство Беларуси на галерее, выставке-продаже «Арт-Вильнюс». Там было представлено 20 картин и четыре литографии. Расскажите об этом мероприятии.
— В 2009 году Вильнюс избран культурной столицей Евросоюза. Максимальные усилия были направлены на то, чтобы представить изобразительное искусство Европы в этом городе наиболее широко и полноценно. Комиссия выделила картины именно наших художников.
Достижением было и то, что галерея «ЛаСандр Арт» вошла в число ста лучших галерей Европы. Министерство культуры и посольство Беларуси в Литве активно участвовали в продвижении нашей белорусской живописи на этот форум. Все прошло замечательно.
- — Сколько лет существует галерея «ЛаСандр Арт»?
- — Официально мы существуем с 1997 года.
- — 12 лет за плечами — это уже немало. Какие проекты Вы считаете наиболее успешными?
- — Учитывая еще и зарубежные проекты, следует выделить выставку в польском Гданьске. Мы представляли Беларусь во время дней культуры Беларуси в Польше.
Мы проводили очень много выставок в Вильнюсе, пропагандировали наших художников. Серьезным мероприятием, которое проходило в галерее, можно назвать выставку «Малые голландцы». На этой выставке были представлены наши художники, в частности Игорь и Лена Бархатковы, Валентин Губарев, Игорь Римашевский. Эту четверку мы и взяли в качестве «Малых голландцев» на территории Республики Беларусь. С одной стороны, в свое время эти художники прорубили окно в Европу, с другой — мы имеем собрание картин очень высокого уровня под стать «Малым голландцам» у себя на Родине.
- — Расскажите о своих ближайших планах.
— В конце февраля мы открываем выставку «Дебют в третьем поколении» Анны Гомоновой, внучки известного белорусского художника, заслуженного деятеля искусства Владимира Кирилловича Гомонова и дочери столь же известного Леонида Гомонова.
Анна закончила художественную школу и училище, но затем ушла в эстраду — стала солисткой группы «Топлес». Когда группа распалась, Аня ушла в искусство. Я считаю, что этот ее первый шаг будет успешным, а выставка окажется шумной.
Плеяда послевоенных художников стала бесспорной легендой белорусской живописи. Многие из них не имели особого образования, за их плечами было зачастую лишь художественное училище, но их талант и сегодня заставляет восторженно замирать перед удивительными полотнами.
- Игорь Бархатков, художник:
— Картины Непомнящего или Данцевой никому не надо объяснять — там же виден высочайший уровень. Очевидна высочайшая школа реалистического искусства.
Рынка произведений искусства в Беларуси, к сожалению, не существует. Но несмотря на это, работы мастеров советского периода пользуются у западных коллекционеров огромной популярностью. Бум на соцреализм захватил западных галерейщиков в начале 90-х. Сегодня мало кто возьмется подсчитать, какое количество работ было вывезено из Беларуси.
Игорь Бархатков, художник:
— Белорусская живопись интересна именно у нас в стране. Если раньше я показывал иностранцам старую живопись, то сейчас я стараюсь этого не делать. Наше искусство вывозили поездами в 90-х годах. И мне очень приятно, что те крохи, которые остались, сейчас находятся в галереях или частных собраниях. Иначе что будут смотреть наши дети и внуки?
В трудные 90-е картины продавались за бесценок. Казалось, что работы «идейно устаревших» советских мастеров не будут востребованы потомками. Однако время — строгий судья и оно с легкостью возвращает нас к пониманию истинной ценности тех картин, которые с полным правом можно назвать национальным достоянием.
- Игорь Бархатков, художник:
— По пять долларов в галерее в Верхнем городе продавались работы. Того же знаменитого Вячеслава Кубарева работы... Мои картины стоят 100, 200, 500 долларов. Но ведь это современные работы. Как и всякий современный художник, я могу написать еще множество картин. А вот работы заслуженного, блестящего художника, который уже умер, продаются за бесценок.
- Немногочисленные галереи и создающие их подлинные ценители белорусской живописи предпринимают попытки удержать в Беларуси работы советских художников, которые не попали в свое время в государственные собрания.
- Игорь Бархатков, художник:
— Благодаря такой галерее, как «ЛаСандр Арт», возникло место, где выставляется старая живопись. Появились и коллекционеры — правда, их немного — один-два десятка. Это люди большей частью небогатые. Другими словами, эти картины никак не могут подняться в цене.
- Отечественные коллекционеры произведений живописи являют собой единственную робкую надежду, что хотя бы часть работ старых мастеров останется на Родине. Сам Игорь Бархатков сделал немало для того, чтобы многие полотна вернулись в Беларусь. А вот то, что эти работы достойны пристального внимания, подтверждает неугасающий интерес к ним западных галерейщиков.
- Игорь Бархатков, художник:
— Работы наших старых художников уже выходили на аукционы самого высокого ранга — «Кристи», «Сотбис» и другие. В Италии есть несколько великолепнейших коллекций чисто белорусской живописи — и стоят они очень дорого.
Стабильно высокий спрос на западе на работы отечественных живописцев вызывает двоякое чувство. С одной стороны, это, безусловно, гордость от международного признания высокого мастерства наших послевоенных художников. А с другой — горечь от того, что многие работы прекрасных белорусских живописцев навсегда утрачены для Беларуси. И хочется надеяться: для того, чтобы взглянуть на шедевры белорусской живописи, нам не придется отправляться в иностранные галереи.