Музей истории Национальной академии наук Беларуси возобновляет традиции.
25.01.2010 15:40
—
Новости Культуры
Теперь почти со стопроцентной уверенностью можно определить, какая мануфактура произвела изделие.
Рассказывает Илона Бутовская: Первое большое количество черепков было найдено в 1984 году. На одном из них был фрагмент клейма. Идентифицировать находки не смогли - аналогов просто не существовало. Однако Ирина Ганецкая доказала, что найденные изделия принадлежат Свержанскай мануфактуре. Ее в середине XVIII века построил Михаил Казимир Радзивилл. Для фаянса это очень рано. Для сравнения: в России первые подобные вещи начали изготавливать в конце XVIII века. Кстати, фирменный художественный знак Свержанскай мануфактуры - двойная косая сеть с точками. Изделия чаще всего украшали гербами, цветами и птицами.
(Ирина Ганецкая, старший научный сотрудник Института истории НАН Беларуси, кандидат исторических наук: "Черепки, пускай кусочки, все равно дают представление об ассортименте, о качестве тех вещей, о технологии производства".)
В Музее истории Национальной академии наук Беларуси решили воссоздать традицию. Пригласили художника, который работал шесть месяцев. Воссоздал только три изделия - блюдце, тарелку и салатницу.
(Александр Костка, художник-керамист, старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства Белорусской академии искусств: "Мне пришлось искать аналоги. Мне хотелась воссоздать весь сервиз целиком. И пришлось искать аналоги в России, на Украине. Ну и технология для меня была довольно сложная, потому что у нас сырой эмалью никто не расписывает".)
Фаянс отличается от обычной керамики не только видом. Чтобы работать с фаянсовыми черепками, необходимы специальные навыки. Наша, красная, железистая глина в таком деле непригодная. Искали светлую или белую. В те времена для создания фаянсовых изделий приглашали немца - мастера, который знал технический процесс от начала и до самого конца. Роспись же изделий была ручной.
(Ирина Ганецкая, старший научный сотрудник Института истории НАН Беларуси, кандидат исторических наук: "Мы можем довольно полно охарактеризовать, как работала мануфактура, кто на ней работал, технологию можно более-менее реконструировать, ассортимент изделий - он не ограничивался только посудой. Там делали и пластику, фигурки, для костела - кресты, распятия, даже иконы".)
Традиции белорусской керамики еще только воссоздаются. А вот в Голландии стародавнюю технику воссоздали - европейский фаянс выпускает королевская мануфактура.
Рассказывает Илона Бутовская: Первое большое количество черепков было найдено в 1984 году. На одном из них был фрагмент клейма. Идентифицировать находки не смогли - аналогов просто не существовало. Однако Ирина Ганецкая доказала, что найденные изделия принадлежат Свержанскай мануфактуре. Ее в середине XVIII века построил Михаил Казимир Радзивилл. Для фаянса это очень рано. Для сравнения: в России первые подобные вещи начали изготавливать в конце XVIII века. Кстати, фирменный художественный знак Свержанскай мануфактуры - двойная косая сеть с точками. Изделия чаще всего украшали гербами, цветами и птицами.
(Ирина Ганецкая, старший научный сотрудник Института истории НАН Беларуси, кандидат исторических наук: "Черепки, пускай кусочки, все равно дают представление об ассортименте, о качестве тех вещей, о технологии производства".)
В Музее истории Национальной академии наук Беларуси решили воссоздать традицию. Пригласили художника, который работал шесть месяцев. Воссоздал только три изделия - блюдце, тарелку и салатницу.
(Александр Костка, художник-керамист, старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства Белорусской академии искусств: "Мне пришлось искать аналоги. Мне хотелась воссоздать весь сервиз целиком. И пришлось искать аналоги в России, на Украине. Ну и технология для меня была довольно сложная, потому что у нас сырой эмалью никто не расписывает".)
Фаянс отличается от обычной керамики не только видом. Чтобы работать с фаянсовыми черепками, необходимы специальные навыки. Наша, красная, железистая глина в таком деле непригодная. Искали светлую или белую. В те времена для создания фаянсовых изделий приглашали немца - мастера, который знал технический процесс от начала и до самого конца. Роспись же изделий была ручной.
(Ирина Ганецкая, старший научный сотрудник Института истории НАН Беларуси, кандидат исторических наук: "Мы можем довольно полно охарактеризовать, как работала мануфактура, кто на ней работал, технологию можно более-менее реконструировать, ассортимент изделий - он не ограничивался только посудой. Там делали и пластику, фигурки, для костела - кресты, распятия, даже иконы".)
Традиции белорусской керамики еще только воссоздаются. А вот в Голландии стародавнюю технику воссоздали - европейский фаянс выпускает королевская мануфактура.