С 22 января в Бресте покажут фильмы киноформата "4х4"
23.01.2010 13:38
—
Новости Культуры
С 22 по 24 января, в рамках формата "4х4" в Бресте покажут фильм Сергея Снежкина "Похороните меня за плинтусом". Лента снята по мотивам одноименной книги Павла Санаева.
В свое время автор литературного произведения, молодой режиссер, не захотел экранизировать повесть сам — в одном из интервью он сказал, что фильм "На игре", первая часть которого вышла на экраны примерно в одно время с работой Снежкина, был для него в тот момент важнее.
Наверное, сколько людей посмотрит этот фильм, столько мнений о нем и сложится. Как минимум общественность расколется на два лагеря: тех, кто читал первоисточник, и тех, кто с ним не знаком. Последним, несомненно, легче — у них более объективное отношение к картине. Те же, кто читал, констатируют: повесть лучше. Но правильней, конечно, рассматривать два эти произведения отдельно. Снежкин изрядно перекроил предложенный Санаевым сценарий, добавил кое-что от себя.
Книгу в свое время, несмотря на номинирование на премию "Русский Букер", тоже изрядно ругали. Мол, автор выставил напоказ грязное белье своей актерской семьи. Безвольный дед в книге — Всеволод Санаев, мама ("чума бубонная", как говорила бабушка) — Елена Санаева, а "карлик-кровопийца" отчим — Ролан Быков. Конечно, совсем не "звездной" в этой компании выглядит бабушка, не снискавшая славы. Но чтобы в семье артистов творилось и говорилось такое! Кстати, в фильме режиссер отстранился от образа мальчика. Главной для него была как раз бабушка.
Второклассник Сашка Савельев воспитывается с бабушкой и дедушкой. В школу почти не ходит, потому что бабушка с помощью дорогих специалистов обнаружила у ребенка множество неизлечимых болезней. Поэтому мальчику на грудь неизменно повязывают носовые платки (чтобы поменять их, если ребенок вспотеет), его кормят исключительно полезной пищей и заставляют глотать невкусные гомеопатические пилюли. В огромном количестве. А еще — не позволяют встречаться с мамой, внушая ребенку, что та променяла его на "карлика-кровопийцу". Все события сопровождаются сочной, цветистой бабушкиной бранью, сквозь которую время от времени проступает рассказ о нелегкой судьбе, о потере нежно любимого сына, рождении нежеланной, а оттого и нелюбимой дочери. Пережитое горе оставило глубокую рану, которая не затянулась до сих пор.
Фабула фильма примерно такая же. Однако обрывочные, как будто дневниковые рассказы автора режиссер заменил на историю одного, быть может двух, но очень насыщенных дней. У Саши день рождения. Должна приехать мама. Но бабушка решает по-своему. Она вырывает листок календаря с датой, чтобы обмануть внука, и везет ребенка к гомеопату. У малыша появляется новый надуманный диагноз — муковисцидоз. Мама же все время пытается попасть к сыну, бабушка ругает всех и вся… Сумасшедший дом, в котором, кажется, никогда не будет мира. Его и не будет — бабушка умирает, но вся семья, похоже, заражена страшным вирусом — неумением любить. Это то, чего не было в книге. То, чего не было на самом деле. И поэтому фильм оставляет очень тягостное впечатление.
Игра главных героев изумляет и восхищает. Во многом только ради них и стоит сходить на этот фильм. Ребенок (Саша Дробитько) как будто взят из книги. Худенький, сообразительный, к домашней ругани привыкший. Даже удивительно, как маленькому мальчику удалось быть таким правдивым. Павел Санаев хотел, чтобы роль бабушки сыграла его мать Елена Санаева, но утвердили Светлану Крючкову. Выбор был настолько точным, что игра остальных артистов уже не важна. Крючковой удалось показать бабушку, которая любит внука до искренней ненависти, она просто не умеет любить по-настоящему. Она боится, что однажды может потерять его, как когда-то потеряла сына, и изобрела ему множество болезней, от которых пытается лечить. Время от времени человечность в бабушке проявляется. Например, ее неожиданное для зрителя одобрение, когда Саша предложил похоронить убитую мышеловкой мышку. Но эти чувства немедленно глушатся яростью и жестокостью. До рукоприкладства доходит редко, но фразы вполне способны убить.
Сергею Петренко в роли деда, народного артиста, с одной стороны, склочная жена поднадоела, поэтому однажды он отправил ее в психбольницу. Но с другой — по части внука и отношения к дочери — он с ней полностью согласен. А вот Мария Шукшина (мама) и Константин Петренко (отчим) на фоне старшего поколения и юного артиста выглядят очень уж бледно. В книге их совсем чуть-чуть, а в фильме режиссер уделил этим героям несравненно больше внимания. В некоторых сценах это оправданно, но далеко не всегда.
Многие пожалеют о том, что в киноленте не оказалось очень ярких эпизодов из книги. Как происходило купание мальчика, пораженного "золотистым стафилококком", — собственно, начало повести, задающее тон. Как, играя на стройке, Сашка увяз в бетоне. Как он ездил в санаторий, а бабушку туда не пустили…
Возможно, на самом деле в жизни Санаева все было не так страшно. Просто детская память выхватывает самое яркое, самое запоминающееся и самое несправедливое. Поэтому бабушка и запомнилась главному герою такой. Поэтому и фильм, и книгу я воспринимаю как гиперболу — сильное преувеличение. Но оба произведения дают повод задуматься, как мы разговариваем с нашими детьми? Что мы говорим в их присутствии? Как они сами это понимают и воспринимают? Именно поэтому фильм стоит увидеть. Только не ведите на него своих детей, младше тринадцати лет как минимум.
P.S. Фильм Сергея Снежкина "Похороните меня за плинтусом" будет показан в кинотеатре "Мир" 22-24 января в 15.30.
В свое время автор литературного произведения, молодой режиссер, не захотел экранизировать повесть сам — в одном из интервью он сказал, что фильм "На игре", первая часть которого вышла на экраны примерно в одно время с работой Снежкина, был для него в тот момент важнее.
Наверное, сколько людей посмотрит этот фильм, столько мнений о нем и сложится. Как минимум общественность расколется на два лагеря: тех, кто читал первоисточник, и тех, кто с ним не знаком. Последним, несомненно, легче — у них более объективное отношение к картине. Те же, кто читал, констатируют: повесть лучше. Но правильней, конечно, рассматривать два эти произведения отдельно. Снежкин изрядно перекроил предложенный Санаевым сценарий, добавил кое-что от себя.
Книгу в свое время, несмотря на номинирование на премию "Русский Букер", тоже изрядно ругали. Мол, автор выставил напоказ грязное белье своей актерской семьи. Безвольный дед в книге — Всеволод Санаев, мама ("чума бубонная", как говорила бабушка) — Елена Санаева, а "карлик-кровопийца" отчим — Ролан Быков. Конечно, совсем не "звездной" в этой компании выглядит бабушка, не снискавшая славы. Но чтобы в семье артистов творилось и говорилось такое! Кстати, в фильме режиссер отстранился от образа мальчика. Главной для него была как раз бабушка.
Второклассник Сашка Савельев воспитывается с бабушкой и дедушкой. В школу почти не ходит, потому что бабушка с помощью дорогих специалистов обнаружила у ребенка множество неизлечимых болезней. Поэтому мальчику на грудь неизменно повязывают носовые платки (чтобы поменять их, если ребенок вспотеет), его кормят исключительно полезной пищей и заставляют глотать невкусные гомеопатические пилюли. В огромном количестве. А еще — не позволяют встречаться с мамой, внушая ребенку, что та променяла его на "карлика-кровопийцу". Все события сопровождаются сочной, цветистой бабушкиной бранью, сквозь которую время от времени проступает рассказ о нелегкой судьбе, о потере нежно любимого сына, рождении нежеланной, а оттого и нелюбимой дочери. Пережитое горе оставило глубокую рану, которая не затянулась до сих пор.
Фабула фильма примерно такая же. Однако обрывочные, как будто дневниковые рассказы автора режиссер заменил на историю одного, быть может двух, но очень насыщенных дней. У Саши день рождения. Должна приехать мама. Но бабушка решает по-своему. Она вырывает листок календаря с датой, чтобы обмануть внука, и везет ребенка к гомеопату. У малыша появляется новый надуманный диагноз — муковисцидоз. Мама же все время пытается попасть к сыну, бабушка ругает всех и вся… Сумасшедший дом, в котором, кажется, никогда не будет мира. Его и не будет — бабушка умирает, но вся семья, похоже, заражена страшным вирусом — неумением любить. Это то, чего не было в книге. То, чего не было на самом деле. И поэтому фильм оставляет очень тягостное впечатление.
Игра главных героев изумляет и восхищает. Во многом только ради них и стоит сходить на этот фильм. Ребенок (Саша Дробитько) как будто взят из книги. Худенький, сообразительный, к домашней ругани привыкший. Даже удивительно, как маленькому мальчику удалось быть таким правдивым. Павел Санаев хотел, чтобы роль бабушки сыграла его мать Елена Санаева, но утвердили Светлану Крючкову. Выбор был настолько точным, что игра остальных артистов уже не важна. Крючковой удалось показать бабушку, которая любит внука до искренней ненависти, она просто не умеет любить по-настоящему. Она боится, что однажды может потерять его, как когда-то потеряла сына, и изобрела ему множество болезней, от которых пытается лечить. Время от времени человечность в бабушке проявляется. Например, ее неожиданное для зрителя одобрение, когда Саша предложил похоронить убитую мышеловкой мышку. Но эти чувства немедленно глушатся яростью и жестокостью. До рукоприкладства доходит редко, но фразы вполне способны убить.
Сергею Петренко в роли деда, народного артиста, с одной стороны, склочная жена поднадоела, поэтому однажды он отправил ее в психбольницу. Но с другой — по части внука и отношения к дочери — он с ней полностью согласен. А вот Мария Шукшина (мама) и Константин Петренко (отчим) на фоне старшего поколения и юного артиста выглядят очень уж бледно. В книге их совсем чуть-чуть, а в фильме режиссер уделил этим героям несравненно больше внимания. В некоторых сценах это оправданно, но далеко не всегда.
Многие пожалеют о том, что в киноленте не оказалось очень ярких эпизодов из книги. Как происходило купание мальчика, пораженного "золотистым стафилококком", — собственно, начало повести, задающее тон. Как, играя на стройке, Сашка увяз в бетоне. Как он ездил в санаторий, а бабушку туда не пустили…
Возможно, на самом деле в жизни Санаева все было не так страшно. Просто детская память выхватывает самое яркое, самое запоминающееся и самое несправедливое. Поэтому бабушка и запомнилась главному герою такой. Поэтому и фильм, и книгу я воспринимаю как гиперболу — сильное преувеличение. Но оба произведения дают повод задуматься, как мы разговариваем с нашими детьми? Что мы говорим в их присутствии? Как они сами это понимают и воспринимают? Именно поэтому фильм стоит увидеть. Только не ведите на него своих детей, младше тринадцати лет как минимум.
P.S. Фильм Сергея Снежкина "Похороните меня за плинтусом" будет показан в кинотеатре "Мир" 22-24 января в 15.30.