Иван Айвазовский. Ночь на острове Родос

Источник материала:  
Иван Айвазовский. Ночь на острове РодосС 6 января по 6 февраля 2010 года, в рамках проекта Выставка одной картины, в Национальном художественном музее Республики Беларусь экспонируется картина Ивана Айвазовского "Ночь на острове Родос", написанная в 1850 году после путешествия с адмиралом Ф.П. Литке к берегам Малой Азии и островам Греческого архипелага.
Море всегда имело огромную притягательную силу для художников, но среди представителей русской школы только Иван Айвазовский (1817–1900) целиком отдал свой великий талант морскому пейзажу.
Большая часть жизни Айвазовского была связана с его родным городом – Феодосией. Именно здесь еще в раннем детстве он проникся любовью к морю и стал рассказывать об этом в своих первых рисунках. Только благодаря яркому, рано проявившемуся дарованию юноша из обедневшей купеческой семьи был принят за «казенный счет» на учебу в Академию художеств в Санкт-Петербурге в 1833 году и блестяще окончил ее с большой золотой медалью уже через четыре года.
Карьера молодого живописца развивалась стремительно. Еще в период учебы творчество Ивана Айвазовского было замечено и высоко оценено его великими современниками – А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, И.А. Крыловым, М.И. Глинкой, К.П. Брюлловым. Громкий успех сопутствовал И. Айвазовскому и во время его пенсионерской поездки по Европе в 1840–1844 гг. После участия в выставке в Париже за русским живописцем закрепилась слава «первого мариниста», и в Петербург двадцатисемилетний художник вернулся уже членом Римской, Парижской и Амстердамской академий. На родине Ивана Айвазовского ждало звание академика Императорской Академии художеств и почетная должность художника Главного военно-морского штаба.
Однако богатство и беспримерная слава в столице не прельстили молодого академика. Он решает вернуться в Феодосию: без южного солнца и моря художник не представляет своей жизни. С 1845 года и до самой смерти Айвазовский живет в родном городе. На свои средства он открывает в Феодосии школу искусств, музей древностей и картинную галерею, ныне носящую его имя.
Как художник Иван Айвазовский обладал колоссальной трудоспособностью и за свою жизнь создал около шести тысяч картин. Большинство из них были написаны в Феодосии и посвящены Черному морю. Однако, много путешествующий живописец (в разные годы он объездил не только Европу, но и Малую Азию, Кавказ, посетил Египет и Америку) изображал на своих полотнах не только горячо любимые родные пейзажи.
Так, картину из собрания НХМ РБ «Ночь на острове Родос» (1850) Иван Айвазовский создал после путешествия с адмиралом Ф.П. Литке к берегам Малой Азии и островам Греческого архипелага. Во время плавания, состоявшегося весной 1845 года, художник не брался за кисти и холст, но не выпускал из рук карандаш и альбомы, заполнив рисунками сотни листов. Остров Родос с его высокими береговыми башнями, берега Крита и Хиоса, земли Леванта, очертания Константинополя и множество других рисунков прибрежных городов – все эти художественные «трофеи», привезенные домой, в Феодосию, в течение многих лет служили Айвазовскому материалом для создания его картин. Хотя известно, что в процессе работы над картиной (а работал художник очень быстро, предпочитая оканчивать произведение в один день), он все-таки более всего полагался не на натурные зарисовки, а на собственную память, воображение и быструю импровизацию. В отличие от многих пейзажистов XIX века Айвазовский считал, что такую изменчивую стихию, как море, невозможно писать с натуры.Картина «Ночь на острове Родос» – яркий пример ночного пейзажа, созданного знаменитым маринистом в ранний период его творчества. Ивана Айвазовского, воспитанного в русле академической школы под непосредственным влиянием традиций романтизма, особенно прельщали необычные, эффектные состояния в жизни природы. А тема ночных пейзажей стала одной из любимых в творчестве мастера.
Еще во времена пенсионерской поездки за границу он создал ряд картин, которые поразили современников образностью и новизной воплощения лунной ночи. Ценители искусства сравнивали ночные пейзажи художника с ноктюрнами Шопена, а по поэтичности ставили их в один ряд с самыми лучшими музыкальными произведениями. Именно изображение лунной ночи в одной из картин Айвазовского 1842 года настолько поразило английского пейзажиста Уильяма Тернера – признанного гения английской марины XIX века, что он посвятил русскому художнику восторженные стихи на итальянском языке.
В картине из собрания НХМ РБ Айвазовский достаточно подробно передает характерный для Родоса пейзаж: необычную для русского глаза архитектуру, богатую средиземноморскую растительность. В качестве интересного дополнения художник вводит в композицию жанровый мотив… Однако, как и во всех других произведениях мастера, главными героями картины становятся три стихии: море, небо и свет.
Эффекты лунного света, окруженную легкими прозрачными облаками луну художник передает с иллюзорной точностью. Несколькими точными мазками кисти он рассыпает лунные блики на прибрежной зыби, создает лунную дорожку, перебиваемую гребнями волн, и изображает это так, что игра света на воде придает сияние и блеск всей композиции.
Бесспорно, искусство Айвазовского патетично по самой сути. И потому, даже изображая поэтическую лунную ночь, создавая в целом лирический образ, художник остается верен себе и в своем произведении каким-то неуловимым способом соединяет сошедшее на остров ощущение ночного покоя с повышенной эмоциональностью грандиозной перспективы необъятных морских далей.
Художник, проживший долгую жизнь, сохранял удивительную работоспособность до конца своих дней. Смерть застигла его в мастерской, за мольбертом. Согласно завещанию мастера его похоронили в Феодосии, во дворе церкви Сурб Саргис, где он когда-то был крещен и венчался. На надгробии высечена надпись: «Родился смертным, оставил о себе бессмертную память».

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика