По распределению в... автолавку

Источник материала:  
17.12.2009 01:00 — Новости Культуры

Режиссер Виталий ДУДИН в детстве пас коров и мечтал о встрече с Мартином Скорсезе

Настоящему мастеру не нужно имя, про него лучше всего расскажут его работы. На протяжении тридцати лет Виталий Дудин снимает фильмы для разных поколений зрителей: «Кадет», «Три женщины и мужчина», «Прощальные гастроли», «Под небом голубым», «Иван», «Удивительные приключения Дениса Кораблева», по праву ставшие советской и белорусской киноклассикой. В кино, как и в любом другом виде искусства, важно послевкусие -- то, каким ты стал после знакомства с ним. Фильмы Виталия Дудина будят в человеке человека.

-- Свое детство и юность я провел с бабушкой в деревне Ощурята Пермской области. Всю весну с летом от зари до заката солнца пас коров, а вдали шла дорога, по которой из города в деревню и обратно проезжали редкие машины. Смотрел я на них и думал: «Господи, сейчас бы с ними, туда, за горизонт, за лес, за поле!» Самую сильную грозу и самую фантастическую радугу в своей жизни я увидел именно в деревне. Как сейчас помню, мощный дождь, все громыхает, искрится от молний, в народе еще говорят: «Пророк Илья на своей огненной колеснице по небу катается», а укрыться негде.
Деревни Ощурята больше нет. Когда спустя много лет приехал в родные края, я спросил у родителей своего друга детства: «Почему уехали, бросили родную деревню?» А они в ответ: «Нас вынудили. При Хрущеве стали объединять и укрупнять деревни, а если жители отказывались переезжать -- во всех сельских хатах отключали свет, радио, делая и без того непростую жизнь сельчанина еще трудней».
И кино я впервые увидел в деревне -- в сельской конторе. С натянутой белой простыни на нас, мальчишек, двигался поезд. Мы так испугались, что кинулись врассыпную, чем вызвали громкий хохот у взрослых. Позже в очередном фильме я увидел, как один из героев скачет на лошади. А мы с пацанами столько на лошадях проскакали, что мой наметанный глаз сразу определил, насколько трусливо и неправильно это делает актер. И вот тогда, в третьем классе, мне пришла в голову мысль: стать именно тем человеком, который показывает на экране правду, чтобы главные герои скакали также смело, правдоподобно, как и мы в деревне. По адресу на афише я отважился написать в Москву, чтобы мне сказали, где можно научиться делать фильмы. Естественно, ответа не получил, но отныне у меня была тайная мечта, о которой я никому не говорил: ни сослуживцам в армии, ни близким друзьям. Жена, с которой мы вместе уже почти полвека, и то не знала до самого моего зачисления на Высшие режиссерские курсы в Москве в мастерскую Никиты Михалкова...
Для меня до сих пор загадка, как меня сюда занесло. В Минск я приехал из Москвы, в Москву -- из Новополоцка, а в Новополоцк -- с Урала. Впервые о Беларуси я услышал от своей тещи, которая ходила босиком за сто километров из Невеля в Спасо-Евфросиньевский монастырь в Полоцке, чтобы помолиться. А потом меня пригласили друзья в Новополоцк работать во Дворце культуры нефтяников режиссером театрального коллектива и любительской киностудии. Здесь же впервые и узнал, что моя фамилия встречается в Гродненской области. Свои корни я очень хочу знать.
По распределению в... автолавкуВ 1989 году Виталий Андреевич снял фильм «Под небом голубым» о трагической любви парня и девушки, страдающих наркоманией. А лейтмотивом стала одноименная песня в исполнении Бориса Гребенщикова. За этот фильм режиссер получил приз киноклубов Италии, приз зрительских симпатий, приз итальянских критиков на 47-м Международном кинофестивале в Венеции. Не говоря уже о том, что лента «Под небом голубым» была закуплена практически на всех континентах. Но главное не это: фильм не показывают на телевидении, но если заглянуть в Интернет, то можно увидеть, сколько людей, спустя двадцать лет, ищут его, хотят увидеть. Большинство из них благодарят Виталия Дудина за то, что, посмотрев кинокартину, они навсегда отказались от соблазна попробовать наркотики.
-- Я хотел, чтобы мои родные, близкие, друзья никогда не соприкоснулись с этой бедой. Поэтому и снял такой жесткий фильм. Чтобы человек увидел и никогда не начинал употреблять наркотики. Мне тогда в Доме кино в Москве перед премьерой одна из его сотрудниц, не зная, что я режиссер, сказала: «Да фильм -- обыкновенная чернуха». Но после показа ее мнение резко изменилось. А в Венеции директор кинофестиваля подошел ко мне и сказал: «Я жестче и страшнее смерти, чем была показана в вашем фильме, никогда не видел». (Один из главных героев в финале умирает в грязном подвале, ошпарившись кипятком. -- Прим. авт.) После показа ко мне подходила богемная итальянская молодежь и интересовалась, какие наркотики употребляли герои моего фильма. И мне вдруг сразу вспомнилась наша поездка с членами киногруппы в психиатрическую клинику в Новинках, куда мы поехали посмотреть, как ведут себя настоящие наркоманы. Там был паренек из Ростова, наркокурьер, которого арестовали у нас в Беларуси. Я тогда спросил у него: «А как вы оказались в Беларуси?» А он мне и говорит: «Везде были перекрыты каналы поставок, а в Беларуси оставался еще открытый коридор…» В то время наркоманы были большой редкостью. В основном грешили этим представители золотой молодежи, дети высокопоставленных чиновников. Но о наркомании тогда старались не говорить, не понимая, что, утаивая, игнорируя проблему, сами становились соучастниками преступления. Все герои нашего фильма имели своих реальных прототипов. Знаменитый сценарист Виктор Мережко описал свердловскую (екатеринбургскую) молодежь. Я тогда сделал для себя страшное открытие, что и показал в фильме. Отец нашей героини, высокопоставленный чиновник, вместо того, чтобы помочь вернуть свою непутевую дочь к жизни, наоборот, всячески желал ей смерти, только бы она не испортила ему карьеру… Когда в Венеции закончился показ фильма «Под небом голубым», по традиции прожектор осветил его создателя. Весь зал встал и начал аплодировать, и среди них я увидел великого Фелинни, Мастроянни, Скорсезе. Самое смешное, что Мартин Скорсезе тогда сидел по правую руку от меня, а я, являясь поклонником его фильмов, даже не узнал его.
Сейчас мы уже около года работаем над фильмом «Прикосновение», черновое рабочее название его «Автолавка». Про девушку, которая закончила торговый колледж и была направлена по распределению в деревню. Вначале она решила отказаться от него, но учебное заведение выставило ей счет за получение бесплатного образования, а денег у девушки не было. И тогда она поехала по распределению и стала работать в автолавке. Она переживает сложные этапы взаимоотношений с сельчанами, вживания в деревню, но в конце находит там свою любовь и счастье. Ее мировоззрение, отношение к жизни, природе меняется.
На первый взгляд может показаться, что так в жизни не бывает, а сюжет фильма пропитан ноткой агитации за возвращение выпускников вузов в деревню. Но это только поверхностный взгляд. Для меня фильм прежде всего о непростых человеческих взаимоотношениях, поиск ответа на вопрос: что делает человека счастливым? А эти темы -- вечные.
Арина САНДОВИЧ, «БН».
НА СНИМКАХ: с любимой актрисой Ниной УСАТОВОЙ; с Анатолием ПАПАНОВЫМ на съемках фильма «Иван»; с Анной ЯНОВСКОЙ на съемках фильма «Под небом голубым»; рабочий момент комедии «Три женщины и мужчина» с Александром ПЕСКОВЫМ и Евгенией ГЛУШЕНКО. 

←«Справочное бюро «БН» с Виктором Савицким

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика