Хорошо забытый футуризм
Хорошо забытый футуризм
Them Crooked Vultures «Them Crooked Vultures» CD–обзор ушами Сергея Пукста |
Them Crooked Vultures «Them Crooked Vultures» (13 треков)
Видео группы, снятое тайком на камеру мобильного телефона, появилось в интернете чуть более трех месяцев назад. Причем заметно, что оператора–любителя время от времени штормит вместе с волной фанатов. При этом коллектив дал свой первый концерт в августе 2009 года.
Чудо? Да. Чудо, что эти люди собрались вместе. Them Crooked Vultures — это безусловная супергруппа не только по качеству материала (об этом позже), но и по составу участников, о каждом из которых можно долго и с упоением рассказывать. На барабанах играет Дейв Грол (экс–«Нирвана»), за вокал отвечает Джош Омм (Queens of the Stone Age), а на бас гитаре играет Джон Пол Джонс из группы... «Лед зеппелин». Каждый из них и в разное время формировал философию своего поколения (The Queens of The Stone Age продолжают заниматься этим и по сей день).
При такой концентрации эпохальных личностей, кстати, могло бы ничего и не выйти. Думаю, читатель еще помнит, как с долей шутки, но очень нестройно звучали Каррерас, Доминго и Паваротти, когда пели вместе. Это понятно. Ты уже суперзвезда. И стремление к лидерству, желание проявить себя в таких индивидуальных видах творчества, как рок–музыка или оперное искусство, просто необходимо. И никто из живых легенд, судя по звучанию альбома, ни в чем себе не отказывает. Дейв Грол лупит со всей силы по барабанам. Джон Пол Джонс в свои 63 года ведет очень плотную (и остроумную) басовую линию. Джош Омм издает из своей электрогитары нечто невероятное. Музыканты исполняют музыку такого качества, о котором уже забыли. Каждый ведет свою очень интересную линию, и, когда все сходится, рождается неправильность высшего порядка. Поток сырой энергии, который извергается с треков этого альбома, — это не вопрос умения играть. Сегодня забывают, что альтернативная музыка — это не только потертые джинсы, ирокезы и режущие по ушам примитивные гитарные соло. Это прежде всего способ мышления, противоположный тому, что было до этого.
Ухо современного слушателя (по мнению глубоко околомузыкальных продюсеров), однако, требует, чтобы его спровоцировали чем–то знакомым. А здесь ничего знакомого почти нет. Конечно, им трудно принять, что музыкант делает то, что ему интересно. Это разрушает удобные культурологические построения о том, что все уже придумано, что нужно только комбинировать то, что сочинили до этого.
Дело в том, что все трое играли в группах, которые об этом ничего не знали. The Queens of The Stone Age является одной из самых ярких и необычных современных групп. «Нирвана» известна не только харизматичным Куртом Кобейном, но и тем, как музыканты оформляли музыкально такое мощное социальное явление, как «гранж». А про новаторскую роль «Лед зеппелин» не мне говорить. Поэтому–то все три участника и являются великими музыкантами, они мыслят в масштабе, несоизмеримом с ожиданиями своих поклонников. При этом сама манера исполнения, чрезвычайно свободная, говорит: смотрите, ребята, это же совсем просто — это, как дышать.
Только если бы все было так просто. Очевидна работа просто над каждым тактом, каждой нотой. Отчего даже в таком расслабленном треке, как Interlude With Ludes, создается блаженное оцепенение, и вроде бы необязательные, непонятно откуда появляющиеся мелодии, подпевки и пристукивания становятся органически неотъемлемыми.
В конце проведу не вполне корректное сопоставление современных групп (и почему у них, видимо, никогда не получится сыграть так) и наших героев. Конечно, можно вспомнить, что под «Нирвану» прошла моя беспокойная молодость. «Лед зеппелин» одними из первых формировали мое представление о западной рок–культуре. Но после того как я их слышал, мне хотелось написать что–то в таком же ключе, но свое. Потому что там была продуктивная музыкальная мысль, которая невозможна без поиска и открытия нового. Что во многом связано с преодолением себя и своего привычного представления об окружающем мире.
Великий пианист Святослав Рихтер однажды сказал об одном молодом пианисте: «Он очень талантлив и, наверное, очень счастлив. Потому что он чрезвычайно доволен собой».
А недовольных собой молодых групп, к сожалению, катастрофически мало.
Автор публикации: Сергей ПУКСТ