Владимир Пугач: Подарите мне хорошую книжку!

Источник материала:  
07.12.2009 13:22 — Новости Культуры
Человек, творческое кредо которого умещается в двух словах - "Жить по солнцу". Судя по всему, он не только живет по солнцу, но и это самое солнце творит. О жизни и творчестве, о предстоящем концерте и желаемом на Новый год подарке лидер группы "J: Морс" рассуждал в авторской программе Алексея Вайткуна "Личное дело".Владимир Пугач: Подарите мне хорошую книжку!

Полный вариант беседы слушайте тут

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скажи, Владимир, что в твоем понимании значит "жить по солнцу"?


"Жить по солнцу" - это цитата из одной песни группы "J:Морс", которую мы взяли при составлении анкеты на сайте.

Хотите знать, что это значит для меня? Самое первое и самое очевидное - это жить в ритме солнца: вставать с ним, ложиться спать. Кроме того, солнце - это символ всего хорошего, антитеза тьме. Нужно быть хорошим, надо стремиться к хорошему. Вопрос лишь только в том, что для человека является солнцем.

Нужны ли, на твой взгляд, какие-то внутренние условия для человека, чтобы он жил по солнцу?


Нравственный закон внутри, как говаривал немецкий философ. Должно быть воспитание: каждый выбирает для себя что-то хорошее и что-то плохое сам. Это очень индивидуально и зависит от личности человека, его каких-то характеристик.

Многое зависит и от среды, в которой живет человек: в обществе людоедов съесть человека не является чем-то плохим. Так что всё в этом мире относительно.

Высказываешься, как самодостаточный человек…

Человека нельзя оценивать статично, это постоянно развивающаяся и изменяющаяся система. Система ценностей и нравственных принципов тоже постоянно меняется. Изо дня в день, из года в год приоритеты, жизненная позиция, принципы…

Видео смотрите тут

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео (126 Мб)


А как ты за годы в творчестве менялся? Менялся ведь?

Я не являюсь профессиональным артистом, меня этому никто никогда не учил. Я попал в этот шоу-бизнес только потому, что сочинял песни и пел их под гитару, что делают многие и что, на мой взгляд, не является мощным стартовым импульсом. Как оно получилось - я не знаю. Все годы, пока мы выступаем, записываем пластинки, я этому и учился: учился стоять на сцене, петь песни, на практике изучал технологию записи композиции для компакт-диска.

А творчество может изменить человека?


Возможно… Например, я заметил, что с годами я становлюсь менее резким, начинаю глубже понимать какие-то явления. Я думаю, все это естественным образом отражается и на творчестве.

Ты по образованию юрист. Юриспруденция помогает творчеству?

Я думаю, юриспруденция вряд ли может являться помощником в творческом процессе. Какие-то организационные вопросы она помогает решить, но в творчестве - вряд ли.

Творчество - это настолько аморфное понятие, что мне сложно как-то конкретно определить, что им является.

В таком случае, как ты сам для себя определяешь то, что делаешь? Чем ты занимаешься?

Я сочиняю песни, приношу их на репетиции, вместе со своими веселыми друзьями мы придумываем и записываем аранжировки и пускаем это все в люди. Это творчество, но в самом процессе и технологии из года в год ничего не меняется. Меняюсь я как личность, меняются люди, с которыми я работаю, а соответственно, меняется всё, что мы делаем.

Листая материалы твоего личного дела, я узнал, что "на сцене начал выступать еще в школе, в 1997 году вместе с другом и однокашником Артемом Ледовским создал дуэт "Лого", на основе которого в 1999 году была создана группа "J:Морс". Рождается группа, в которой есть два лидера. Как не разругаться в такой ситуации?

Главное правило человека, который занимается творчеством, - не относиться к себе серьезно. Как только ты начинаешь к чему-то в творчестве серьезно относиться, оно начинает потихонечку осыпаться.

А что касается периода, когда мы с Темой работали вместе, то мы были студентами. Для нас музыка была хобби, то, чем нам было интересно заниматься вместе. У нас же не был какой-то серьезный творческий коллектив при Минской областной филармонии, в котором нужно уживаться, потому что у нас в ней трудовые книжки лежат. Мы все это создали и занимались этим в свое удовольствие.

А амбиции?

Какие амбиции? Мы дружили и до сих пор дружим. Артем Ледовский - один из моих лучших друзей. У нас на первом месте были отношения: если нам было интересно заниматься творчеством, мы им занимались, если становилось скучно, мы переключались на что-то другое. Это была игра без каких-либо обязательств, которые нас бы сковывали.

Чем отличаются ранний "J:Морс" и нынешний? Я не имею в виду количество людей в группе. Есть ли какие-то вещи, которые были тогда и которых нет сейчас? Или, наоборот, вещи, которые есть сейчас, а тогда их априори быть не могло.

Тогда не было 75% белорусской музыки на радио. Шутка, но все же.

Мы были другими: мы были на десять лет моложе, чем сейчас, были более наивными и менее тонко чувствовали мир вокруг себя. Было больше эпатажа и меньше сути. Сейчас я вкладываю в группу гораздо больше, чем раньше.

Что ты обычно говоришь о группе, когда вас просят о ней рассказать? Владимир Пугач: Подарите мне хорошую книжку!

Ничего не говорю, что о ней скажешь? Семеро взрослых мужиков за тридцать, которые считают приемлемым для себя заниматься тем, чтобы придумывать и записывать музыку, выступать на сцене и играть ее. Такие мы люди - что о нас как о группе еще скажешь?

Каждый из нас - это личность, у которой есть своя жизнь, свои интересы помимо "J:Морс", свои жизненные принципы.

Группа существует не один год. Появились ли за это время какие-то традиции?

Конечно, есть какие-то внутренние таинства, скорее даже, на уровне подсознания. Чаще всего это связано с концертами. Например, всегда на сцене расположение музыкантов одно и то же - мы так привыкли, так и выступаем всегда. Мы об этом даже не задумываемся, и если приходится выходить на сцену за призом, все поднимаются в том же порядке, в котором это происходит на любом концерте.

Ты говоришь, когда группа начиналась, это была, скорее, игра… А что сейчас?


Сейчас я борюсь с объективно существующей необходимостью относиться к этому серьезно. Если ты занимаешься творчеством, нельзя относиться серьезно к себе и своей работе, нужно балансировать на уровне хобби. Только тогда получается раскрыть то, что есть в тебе, на грани подсознательного восприятия. Я - человек ответственный, и иногда загоняюсь всякими вопросами - организационными, какими-то еще. Меня это напрягает, я учусь с этим бороться. Не всегда получается противостоять суете, но я пытаюсь.

Приходят вопросы от слушателей… Сколько и чего нужно вложить в группу, чтобы она получила такое развитие, как "J:Морс"?

Если воспринимать нашу деятельность как проект, длящийся десять лет, то сколько средств нужно, сказать не могу. Я не знаю. Для нас это никогда не было проектом: мы получали удовольствие от процесса, не расписывая бизнес-план.

Я не устаю повторять: "Если ты можешь не заниматься музыкой, лучше ею не занимайся". Конечно, технологии позволяют попасть в поле всеобщего внимания и какое-то время поддерживать это внимание посредством денег, но я этим никогда не занимался и не умею этого делать. Поэтому как продюсер никакого совета я дать не могу.

Но о деньгах вы же все равно не забываете…

Есть простая схема: мы эти деньги зарабатываем, выступая и продавая пластинки, и тратим их на то, чтобы записывать пластинки и снимать клипы.

Были ли в вашей группе тяжелые времена? Как вы поступали в такие моменты?


Творческий кризис в группе бывает, когда мы долго не встречаемся, ничего не делаем по каким-то причинам. Например, месяц нет концертов, а потом перед очередным концертом не играется. В таком случае нужно много работать, репетировать, тогда постепенно входишь в это состояние, в эту кондицию и все движется дальше. Это как с владением иностранным языком, поддержанием его на уровне - нужна постоянная практика. То же и в музыке.

Есть ли у тебя как у руководителя группы какие-то требования к музыкантам? Ставишь ли ты перед ними какие-то цели, планки?

В нашей группе на человеческом уровне царит демократия: у нас у всех друг к другу есть претензии, к мирозданию есть претензии, как у любого нормального человека. Пока мы их как-то нивелируем, ладим друг с другом - без этого невозможно нормально работать вместе.

Что касается каких-то организационных вопросов, то группа, как маленькая творческая артель, работает по установленным один раз правилам, которые все соблюдают. Это необходимые минимальные требования, которые делают возможным существование такого маленького проекта, как "J:Морс".

Право лидера включаешь когда-нибудь?

За мной всегда последнее слово - все это знают, и без необходимости я особо этим не пользуюсь.

Бывает, что в группе с тобой не согласны?

Регулярно. Я ценю общение с людьми, с которыми я общаюсь, как раз потому, что за очень редким исключением мне никто не поддакивает. Мне было бы неинтересно иметь пять-шесть туловищ, которые кивают мне все время. Я постоянно нахожусь в среде сомневающихся людей, предлагающих всегда альтернативу каким-то моим решениям.

Переубедить тебя можно?

Конечно, все всякого сомнения.

Вас много хвалят, но иногда наверняка критикуют?

Я к этому отношусь философски. Хвалебные отзывы - это результат качественной работы. А негативные или критические отзывы - это толчок для дальнейшего развития, повод задуматься.

А за что чаще всего критикуют J:Морс?

За все: за то, что критикуют, за это же и хвалят. Я спокойно к этому отношусь: я понимаю, что все люди разные. Проблемы возникают тогда, когда пытаешься всем понравиться. Не нужно этого делать. Для того чтобы кому-то понравиться по-настоящему, нужно изначально не бояться не нравиться.

Продолжают приходить вопросы от слушателей: "Какая у тебя любимая пора года и почему?"
Владимир Пугач: Подарите мне хорошую книжку!

Осень - потому что именно осенью самый прозрачный воздух. Оседает пыль после лета, и намного более красочными становятся закаты, рассветы. Это волшебная пора: преображение, которое происходит на стыке лета и осени, мне кажется намного более волшебным, чем когда весна сменяет зиму.

Природа помогает творить?

Вне всякого сомнения: я очень натурозависимый человек. Бывают ситуации, когда мне нужно срочно выезжать в лес. У родителей жены есть загородный дом, куда мы ездим по возможности.

Природа адсорбирует в человеке все наносное, чем дольше с ней бываешь, тем чище становишься.

Интересуются, какие вещи, на твой взгляд, являются самыми важными в жизни человека?


Рождение - самая важная вещь в жизни человека, его жизненная площадка. Важна постоянная способность трезво смотреть на вещи, способность к "незамыленному" восприятию мира.

Может быть, не трезво, а осознанно смотреть на мир?

Я думаю, все люди, кто не лежит в больнице с определенными проблемами, осознанно относятся к тому, что они делают, и отвечают за свои поступки. При всем этом иногда понимаешь, что живешь, наматываешься на какой-то барабан вместе с общим движением, и уже перестаешь трезво смотреть на окружающую тебя действительность. Нет возможности отойти на два метра, отдышаться и посмотреть со стороны на то, что ты делаешь и что происходит вокруг тебя. Это очень сложная ситуация, особенно для жителей больших городов. Способность сморгнуть, посмотреть на то, что происходит вокруг тебя трезвым взглядом, - это очень важное свойство, присущее далеко не каждому. Я знаю таких людей, с которыми очень интересно общаться, у которых всегда есть свой взгляд на любое явление в жизни. Им от этого сложнее живется.

Если еще говорить о важных вещах - это способность любить в самом общем смысле этого слова. Это способность искренне, открыто, бескорыстно любить. На этом все строится.

Помогаешь ли ты молодым и начинающим музыкантам?

Нет, не помогаю, потому что не знаю, как это делается. Я не продюсер. Если какие-то конкретные услуги от меня требуются и я в состоянии их оказать, я их оказываю. Но помощь молодым группам нельзя назвать направлением деятельности Владимира Пугача или группы "J:Морс".

А советы даешь?

Если знаю, о чем говорю, то даю, а если нет - стараюсь не лезть.

Как бы ты ответил слушателю, который высказывает такое мнение о группе "J:Морс": "Я не являюсь поклонником вашей группы и тем более не считаю ее рок-группой. Не раз приходилось быть на различных фестивалях и мероприятиях такого рода, где выступала ваша группа. Не раз видел концерты группы по телевидению: никакого драйва и самоотдачи у вас не присутствовало. На мой взгляд, вы просто выходили, отрабатывали деньги и уходили. Никакой импровизации"?

Это как раз пример того, что за одно и то же и ругают, и хвалят: если хвалят - то за драйв на концертах, если ругают - то за его отсутствие. Причем речь может идти об одном и том же концерте. Это нормально.

Что касается телевизионной трансляции, то, к сожалению, в Беларуси пока не научились снимать живые концерты так, чтобы передавать ту атмосферу, которая бывает в зале. Иногда, чтобы передать эту атмосферу, нужно телесъемками заниматься самим. Когда мы выпускали DVD "Ледоколы", изначально все обставили так, чтобы попытаться передать атмосферу. Тогда и там у нас получилось; но большинство телевизионных съемок, в которых мы участвовали, к сожалению, этого не передают.

А насколько вообще возможно передать в записи энергетику живого концерта?


Полностью передать все это не получится никогда. Телевидение - это искусство, в котором есть приемы, способные максимально приблизить запись к живому концерту по его энергетике. И если их знать и умело ими пользоваться, то можно сделать хороший продукт. А если снимать концерт так же, как программу "Сельский час" или "Новости", - то драйва, действительно, никакого не будет.

Были ли у тебя такие ситуации, после которых было стыдно смотреть в глаза человеку?

Бывают, когда, например, забываю перезвонить или отдать долг человеку. На следующий день отдаю, но уже стыдно. Один раз забыл поздравить родителей с днем свадьбы. Простили - они же родители.

У тебя замечательная супруга, дочь... Скажи, а изменился ли ты как-то после рождения дочери?

Мне кажется, помудрел: раньше я был самым эпатажно ведущим себя в семье человеком, резким в поведении. Сейчас чемпион в этом у нас ребенок: ей 15, она уже имеет свой взгляд на жизнь, как и положено в 15 лет, безапелляционный. Я со стороны начинаю понимать, что очень интересно иметь мнение по каждому вопросу, не имея жизненного опыта. Это интересно смотрится со стороны, и к этому нужно относиться спокойно.

Ты прислушиваешься к ее мнению?

Да, я многому от нее учусь. У нее очень чистый взгляд на жизнь, и я надеюсь, что это продлится как можно дольше. Меня это очень подпитывает. Наблюдать за этим божественно.

Высказывает ли она свое мнение по поводу твоего творчества?

Я часто спрашиваю у нее, нравятся ли ей какие-то музыкальные вещи, и она очень подробно объясняет, что ей нравится и почему.

Тебе понравился вопрос от слушателя, давай на него ответим: "Ваше творчество по воздействию из, образно говоря, наркотического - "В моем доме поселились саламандры" - плавно перешло в психоделическое - "С высоты наблюдать этот бред". Чувствуете ли вы стенку перед следующей высокой творческой октавой?".

Очень здорово, что песню про саламандр, которая никогда нигде не издавалась, кто-то слышал. Это хорошо, мне это нравится.

Если к этому относиться как к спорту, бегу, трекингу, когда ты пытаешься дойти до какой-то вершины, то, наверное, ты видишь перед собой заборы или стены. Если это получается само собой, как я и стараюсь делать, никаких преград нет. Если мое творчество со стороны выглядит как эволюция, мне очень приятно, мне это льстит, но на самом деле, это не так.

О чем поет группа "J:Морс"?

О людях. Группа "J:Морс" поет о внутреннем мире отдельно взятой личности, о характеристиках, свойственных, как мне кажется, большинству людей. В песни закладываются некие эмоциональные символы, которые, на мой взгляд, расшифровываются каждым слушателем по-своему. Это некая запрограммированная субстанция, которую каждый человек может разархивировать и увидеть свою картинку.

Я знаю людей, у которых нет архиваторов вообще. Тогда смысл для них никак не раскрывается.

Через день состоится долгожданный концерт. Будут ли на нем неожиданно ожидаемые гости?

Неожиданно ожидаемые гости будут. Сам по себе концерт, который состоится 8 декабря, будет наполовину состоять из песен, которые мы уже давно не играли. Привычной программы последних лет не будет. Кроме того, песни мы постарались переделать по звучанию, ориентируясь на задачу не разрушить театральную атмосферу, которая присутствует в Купаловском театре, а, наоборот, подчеркнуть ее и воспользоваться ею, провести концерт как мы задумали. Мы будем выступать в камерной спокойной обстановке, и для нас это будет экспериментом: мы будем общаться со зрителями, возможно, джемовать. Музыканты не знают всех номеров, которые будут исполнены на концерте. Возможно, им будет предложено сориентироваться прямо по ходу концерта. Именно поэтому мы и назвали эту программу "Сеанс разоблачения". Я постараюсь максимально разрядить обстановку и сделаю для этого все, что в моих силах, чтобы почувствовать себя самими собой в спокойной обстановке на сцене. Задача - создать именно такую атмосферу.

Почему вы выбрали именно Купаловский театр?

Идея сделать такой концерт возникла у меня достаточно давно, но все никак не хватало времени его осуществить. У нас каждые полгода выходит какой-то проект: DVD, концерт, какой-то альбом или сборник. Поэтому на такой концерт не было времени. И мы решили, что единственная возможность сделать такой концерт - именно сейчас.

А Купаловский театр мы выбрали потому, что это самая раскрученная театральная площадка страны, а мы заинтересованы в том, чтобы выступать на лучшей площадке с очень хорошей акустикой.

Скажи, а нужно ли быть подготовленным для того, чтобы воспринимать творчество "J:Морс"?

Нет, не нужно быть подготовленным. Дело в том, что "J:Морс" никоим образом не относится к так называемой нишевой культуре, которая создается для определенной социальной группы и обладает специальной символикой. "J:Морс" - достаточно мэйнстримовая в этом смысле музыка, не обладающая критериями нишевой культуры. Поэтому, на мой взгляд, она годится абсолютно для всех, но при этом совершенно не значит, что она всем должна нравиться. Мы не доллар, чтобы нравиться всем, мы - вполне доступная для понимания любым человеком музыка.

А как ты понимаешь, что композиция удалась?

Критериев масса. Критерий номер один - понравилась мне. Когда твоя задумка в конечном результате реализована на 80-90% - это успех, песня получилась.

Дальше идет этап ознакомления народа с песней, и здесь может быть все что угодно. Трек может полгода не восприниматься, а потом "выстрелить", как это было с песней "Мое солнце". Этот наверное самый долгоиграющий на радио сингл далеко не сразу стал ротируемым.

Какого-то общего критерия удачной композиции, наверное, нет. Все зависит от того, в какой атмосфере ее воспринимать.

Откровенно неудачные вещи не попадают в пластинку. Наверное, в каждом альбоме есть треки, которые туда не попадают, потому что мы считаем их неудачными.

А нет идеи сделать альбом, составленный из неудачных треков?

Может быть, когда-нибудь мы сделаем что-то подобное, но все равно я буду стараться переделать такие треки хорошо.

Недавно вышел клип на песню "Мы станем", к которому оказалось очень неоднозначное отношение. Говорят, что он достаточно мрачного содержания. Это изначально была такая задумка?

А что, у кого-то сложилось впечатление, что так вышло случайно? Ну конечно, специально. Позвонил Макс Сирый, режиссер клипа, и сказал свою идею, которая мне очень понравилась своей незавершенностью, впечатлением стороннего наблюдателя. Ты едешь в поезде, перед твоими глазами разворачивается сцена, ты не знаешь ни ее начала, ни конца. В жизни чаще всего так и бывает: твое впечатление о мире складывается из обрывочных, не завершенных и не начатых историй. И то, что в этом клипе мы нарушили все законы всех жанров, - это хорошо, мне это нравится.

Я знал, что реакция на клип будет неоднозначной: кому-то он понравится, кому-то не пойдет. Но это один из немногих клипов "J:Морс", который хвалят режиссеры.

Это некий вызов?

В Беларуси все, что больше одного балла по шкале Рихтера, считается вызовом - настолько все тихо и спокойно в стране. Поэтому, когда чуть выше прыгнешь или присядешь ниже других, это начинает людей каким-то образом волновать. Но я к этому готов.

Как вам новый фан-сайт, который поклонники "J:Морс" сделали в десятилетию группы?

Это очень приятно, я даже не ожидал, что люди сделают целый сайт. Пару недель назад у нас самих появился новый сайт, а вдогонку еще и этот сайт - повезло так повезло! Большое спасибо, для нас это было очень неожиданно и очень приятно. Мы будем сотрудничать с этим сайтом.

Ты всегда в своих интервью очень лестно отзываешься о поклонниках, особенно о тех, кто имеет большой стаж "морсомана". Как происходит твое общение, помимо виртуального, с этой группой активных поклонников?

Общение с ними мне импонирует в первую очередь тем, что они, как правило, - воспитанные, интеллигентные, предупредительные люди, которые не пытаются вести себя навязчиво и вызывающе. Большое спасибо, что наши поклонники именно такие. Некоторых из них я знаю в лицо, и если встречаюсь с ними на улице, обязательно здороваюсь.

Достиг ли ты к настоящему моменту гармонии своей души и разума? Если да, то какая она, твоя формула гармонии?

К сожалению, пока не достиг, но поставил перед собой такую задачу - это уже немаловажно. И формулировка "Жить по солнцу" про это, по большому счету.

Наверное, нужно пытаться быть самим собой в любых ситуациях. Правильно доказывать себе, что ты что-то можешь, но важно понять и ощутить баланс между целесообразностью этого занятия и твоего назначения в жизни, в мире. Как только этот баланс находишь, наверное, сразу начинаешь смотреть на мир полными улыбки глазами, как это есть у Бориса Гребенщикова или Юрия Шевчука, или массы людей, которые нашли мир и гармонию в себе. Я очень надеюсь, что приду к этому, хотя в моем характере есть масса черт, которые этому мешают. Хотелось бы уже воспарить над суетой.

На носу Новый год. Интересуются, чего бы тебе хотелось получить от Деда Мороза?

Подарите мне хорошую книжку - я давно ничего не читал.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


←Из потока новостей

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика