Папа Бо: "Только зарабатывая за границей, мы можем развиваться в Беларуси"

Источник материала:  
05.12.2009 10:34 — Новости Культуры
Папа Бо: "Только зарабатывая за границей, мы можем развиваться в Беларуси"
Папа Бо, он же Александр Богданов, 23 года. 12 из них обучался в двух музыкальных школах по классу домры, виолончели, скрипки и фортепиано. Отец - русский поэт - живет в Ростовской области на хуторе Веселый. Мама - учительница химии и биологии. По паспорту, родился в Мачулищах.

После окончания музшкол поступил на филфак БГУ. Но проучился недолго: закрутила неформальная музыкальная тусовка. Поскольку площадок не было, организовывал так называемые квартирники.

Патронирует группы "Серебряная свадьба", "Кассиопея", "Петля Пристрастия", "ПортМоне", "Аддис Абеба", "РокерДжокер", "Ботаник Проджект", "Сергей Пукст и Пукст Бэнд", "Нагуаль", "ЧерриВата", "Вом", "Мох", "Сибариты".
Фото: Андрей ЛЕВКОВСКИЙ
Однажды два продвинутых мальчугана, дурачась, нарекли себя Папа Бо и Дон Очень. И поделили в своих мечтах Минск на две подконтрольные части. И хоть детство давно прошло, прозвище у Александра Богданова осталось прежним - Папа Бо. И контролирует он теперь 13 белорусских групп, исполняющих альтернативную музыку.

Минувшим летом сам Артемий Троицкий оценил его старания музыкальной премией "Степной волк" в категории "Деятель", проигнорировав таких маститых продюсеров, как Яна Рудковская и Иосиф Пригожин.

Сам деятель продюсером себя не считает.

- Я просто зарабатываю деньги, известно же, что любое г… можно раскрутить, - откровенничает Александр. - Но главным критерием здесь является мой музыкальный вкус. Мне нравится - я вкладываю в оригинальную музыку время, деньги и знания. Это группы, которые много лет варились в собственном соку, они ни на кого не похожи и выдают продукт, который отражает их видение хорошей музыки, а не видение масс.

"В КЛУБЕ СИДИТ ХОЗЯИН, КОТОРЫЙ НЕ РАЗБИРАЕТСЯ В МУЗЫКЕ"

Пять лет назад Папа Бо занялся администрированием группы "Нагуаль", с которой бороздил города и веси постсоветского пространства и Европы.

- В Беларуси клуб - это помещение для дискотеки, в котором сидит хозяин, который ничего не знает о культурной жизни и последних музыкальных тенденциях. Я предлагаю: "Хотим организовать концерт такой-то известной группы. Гарантируем, что придет 500 человек". "А зачем это мне? - удивляется владелец. - Я лучше заплачу 30 долларов местному диджею, и тысяча студентов набухают на баре водки. Зачем мне ваши волосатые?.."

Однажды мы пришли к арт-директору одного из известных минских клубов и предложили организовать концерт группы "Текиладжаз". "А что это?" - не понял тот. Когда я пояснил, что это известнейшая рок-группа, он оживился: "О, давайте устроим ее приезд в рамках сальса-латино вечеринки, кактусы везде поставим, сомбреро!.." При этом концерт белорусской группы "Серебряная свадьба" в Москве я организую по звонку: "Здравствуйте, хотели бы в марте к вам приехать…" Приезжаем - по всему городу реклама, в клубе стоит аппарат, опытный звукорежиссер. Играем концерт и забираем 90% денег от входных билетов. При этом знаем, что 10% пошли на рекламу и звукорежиссера. Четко и ясно.

В Минске же клуб стоит без сцены, без концертного света, звука. Зато за пустое помещение мы должны заплатить 1000 долларов. Окупаемость нулевая. В Беларуси на концертах заработать практически невозможно.

Возможно, через 5 - 10 лет что-то сдвинется. Но сегодня мы можем развиваться здесь только благодаря тому, что зарабатываем за рубежом.

"БЕЛОРУСАМ НИЧЕГО НЕ НАДО?"

- Раньше ты рассказывал про свою миссию: донести настоящую музыку до массового белорусского сознания.

- Хватит. Последний клубный концерт в Минске я организовал на день студента. На "Серебряную свадьбу", на которую собирался КЗ "Минск", и на две питерские команды по билетам пришло 20 человек. Я влетел на пять тысяч долларов.

- Кто из твоих подопечных наиболее успешен?

- Пока существует такая ситуация с концертами - ну не ходят люди! - я планирую заниматься лишь "Серебряной свадьбой", которая приносит прибыль. На сегодня из 13 групп - самоокупаемые лишь "Серебряная свадьба", "Нагуаль", "Кассиопея", "Аддис Абеба".

На данный момент "Серебряная свадьба" после "Ляписа Трубецкого" фактически единственная группа, которая живет за счет концертов. В основном зарубежных. Это проект, который толком не востребован в Беларуси, но обожаем по всему миру. Мы едем на Новый Год к Вячеславу Полунину, который живет в Париже (помните клоуна с надувным телефоном: "Асисяй…"?). Потому что Полунин - любитель "Серебряной свадьбы".

Весной прошлого года "Серебряная свадьба" собрала КЗ "Минск". Зал битком - около полутора тысяч человек. Группа отработала концерт и получила на всех… 100 долларов. При том что в Москве она может заработать в десятки раз больше. В Беларуси юридическая база и возможности не позволяют делать на этом нормальный бизнес. Поэтому и не хочется здесь работать.

"УСПЕХ - ЧЕРЕЗ ПРИСПОСОБЛЕНЧЕСТВО"

- Тогда что ты здесь делаешь - тонешь в белорусском болоте?


- Да, конкретно тону. Но я не могу, грубо говоря, бросить 50 музыкантов, которые на меня рассчитывают. Я не могу сказать: "Ребята, прощайте, я уезжаю в Швейцарию!" Потому что половина из них не умеет включать компьютер. Другой половине я только недавно купил мобильники, чтобы они были на связи. Музыканты не имеют специальных знаний для продвижения своей музыки в массы. Это люди, живущие в своем мире. Поэтому сейчас я пытаюсь внедрить такую схему, чтобы механизм работал самостоятельно, а я контролировал основные вопросы на расстоянии. И уехать. Потому что мне здесь уныло.

- Но есть же перспективы.

- Я не хочу их дожидаться. Зачем тратить свои нервы и ресурсы, чтобы биться головой о стену? Я, конечно, пока все равно нервничаю, но уже меньше.

- Получается, что в Беларуси практически нет спроса на альтернативную музыку. Зачем тогда тянуть груз, который никому не нужен?

- Альтернативная музыка нужна и здесь, просто пока меньшему количеству людей. К примеру, я уверен, что потенциальный слушатель "Серебряной свадьбы" - это 80% женского населения Беларуси. Но чтобы здесь добиться успеха - нужно приспосабливаться.

- Рок-группа "Петля пристрастия" сегодня очень популярна в Москве, но в Беларуси практически неизвестна…

- Неизвестна. Здесь же рок должен быть на белорусском языке. Даже "J:Морс" запел на белорусском языке. Есть рок-группы, которые хотят добиться успеха, а есть рок-группы, которые хотят донести свою музыку. Я хочу донести музыку моих друзей, а группа "J:Морс" хочет добиться успеха. Но это не значит, что мы лучше, а они хуже. Просто у каждого свои цели.

- Здесь рок на белорусском языке более востребован?

- В какой-то степени да. У этой музыкальной волны есть четко сформированная, конкретно выделяющаяся целевая группа. И если хочешь добиться успеха, нужно приспосабливаться. Но приспособленчество нам чуждо (улыбается).

Я действительно не болею патриотизмом, в общепринятом смысле. Не бью в грудь кулаком. И не понимаю людей, которые уверены, что белорусские группы должны петь только на белорусском языке. После фестиваля "Можно", который я организовал в Москве и где были представлены 10 белорусских русскоязычных музыкальных групп, на нас свалился шквал негодований белорусофилов: "Да это позор! Как могут не белорусскоязычные группы представлять за рубежом Беларусь?"

Это позиция большинства белорусов - лучше раскритиковать кого-то, чем сделать самому. Ребята, если вам что-то не нравится, возьмите и сделайте сами!

"ЧТОБЫ ПЕРЕВЕРНУТЬ СТРАНУ, ДОСТАТОЧНО ОДНОГО МЕСТА"

- Почему вместо московского "Можно" не сделать минский, к примеру, "Нельзя". Раз у нас все не то и не так…


- Как ни парадоксально, но в Москве белорусам провести фестиваль легче. Заплатив за гигантский автобус, за еду, кучу рекламы и гонорары. Если бы я это делал здесь без спонсорской поддержки, как я делал это в Москве, то фестиваль бы провалился.

Поэтому здесь обязательно пройдет фестиваль "Нужно". Но только после того, как я найду спонсоров. Потому что я не миллиардер.

- Что должно измениться, чтобы ты перекроил планы и остался в Беларуси?

- Нужно заиметь свою площадку. Клуб. Одного места достаточно, чтобы перевернуть страну. В каждой европейской стране есть самый-самый известный клуб, в котором происходит самая заметная культурная жизнь. Если бы была возможность полностью рулить таким местом, то у меня есть представления, как это место вывести на востребованный уровень. А если есть такое место, то жизнь продолжается.

←Премьера в Национальном академическом Большом театре Беларуси. Сегодня вечером на сцене - "Золушка".

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика