Одинокая и печальная
Одинокая и печальная
С 30 ноября в прокате фильм режиссера Николая Хомерики «Сказка про темноту»
Младший лейтенант Ангелина, одинокая и печальная, работает в детской комнате милиции. Свинообразные кавалеры, доброжелательный, как мешок со змеями, женский коллектив и совсем не похожие на ангелочков детишки из неблагополучных семей кружат вокруг ее нескладной фигуры, заточенной в серую униформу. Она тяготится недостатком мужского внимания, записывается на танцевальные курсы и встречает людей то ли странных, то ли, наоборот, слишком обычных.
Николай Хомерики, выпускник французской киношколы La Femis, — один из самых любимых русских режиссеров Каннского кинофестиваля. В этом году его со «Сказкой про темноту» уже в который раз пригласили участвовать в программе «Особый взгляд». Европейские кинонавыки до странного гармонично переплелись со свежестью взгляда и ума самого важного современного российского сценариста Александра Родионова (того самого, который пишет для Бориса Хлебникова и Валерии Гай Германики).
Историю об одинокой работнице детской комнаты милиции превратно было бы считать социальным высказыванием. Это как раз то, от чего «Сказка про темноту» избавилась настолько, насколько это вообще возможно. Выражающиеся нецензурно милиционеры и дети (тут впору моральным активистам хвататься за сердце и шипеть «не пущать») необходимы здесь не только потому, что так оно и есть, но и потому, что по–другому пока еще не бывало. Если это и сатира, то в метафизическом, гоголевско–сологубовском смысле: да, «чернуха» и «клевета» на быт и бытие, как «Мертвые души» и «Мелкий бес».
Как и должно быть в любой волшебной истории, герой «Сказки про темноту» постоянно перемещается в пространстве, встречая на своем пути самых разных персонажей. Ангелина движется на фоне серых туманных ландшафтов Владивостока. Она знакомится с гастарбайтером из одной «хорошей республики», длиннокосмым поэтом-предпринимателем-гангстером, пятилетним матерщинником. Но снова оказывается в обезличенной и пустой квартире, за казенным столом или среди кружащихся пар и зеркал танцзала. Непременно одна, замкнутая в своей женственности, которая вроде и сводима к справедливой формуле «мужика ей надо», но как–то до конца не поддается расшифровке и бесконечно ускользает от вербальных определений.
Неуютное и беспокойное чувство усиливает убедительная работа актрисы Хазановой — проделанная настолько хорошо, что слово «игра» как–то сложно применить к этой документальной точности. Отведенный в сторону взгляд семантически насыщенней любой реплики. Все, что говорят герои, — это либо признаки немоты, запечатывающей выход их мутным чувствам или колыханиям плоти. Комические и страшноватые афоризмы тают в бесконечных сумерках, которые главная героиня не отличает от тьмы.
«Сказка про темноту» — страшная, но именно сказка. Потому что эта темнота понятна каждому, эта история прозрачна и не имеет никакого второго дна. Другое дело, что для того, чтобы пересказать эти простые искренние вещи, понадобился еще один фильм...
5 киноновостей:
1. 26 ноября в минских кинотеатрах стартует фантастический триллер «Носители» про эпидемию, воздушно–капельным путем уничтожающую цивилизацию. Четверо в забавных масках путешествуют в автомобиле и пытаются остаться людьми.
2. 27 ноября в Доме кино покажут «Карту звуков Токио» — манерную драму о влюбленном в девушку–киллера звукорежиссере.
3. С 23 по 29 ноября в кинотеатре «Пионер» пройдет «Неделя индийского кино» — в день по фильму.
4. Нашумевший документальный фильм «Капитализм: История любви» скандалиста Майкла Мура не вошел в лонг–лист фильмов, претендующих на «Оскар».
5. Звучит совершенно невероятно, но режиссер Уильям Фридкин собирается снять телевизионный мини–сериал «Изгоняющий дьявола». Самый прибыльный фильм ужасов в истории мирового проката обретет новую жизнь с легкой руки все того же сценариста — Питера Уильяма Блэтти.
Автор публикации: Денис КЛЕВИТСКИЙ