С предполагавшимся размахом

Источник материала:  
С предполагавшимся размахомКак ни велик создаваемый кинематографическим сообществом мир (а в конкурсной программе "Лiстапада" было все, вплоть до призера нынешнего Каннского фестиваля фильма "Пророк"), белорусский зритель остается по-человечески логичным в своих поисках рецепта спасения от всех бед и напастей. И, судя по всему, на этот раз поиски прошли успешно: зрительский балл 9,54 из 10 возможных - достаточно убедительное тому подтверждение.

Фильм рассказывает о том, как муж и жена Васко и Яна,в эпоху коммунистического режима покидают родину после того, как спецслужбы предложили Васко шпионить за его отцом Бай Дэном, любителем отпускать опасные политические шутки. Прошло много лет, семья распалась, однако Васко, Яна и их сын Сашко снова собираются вместе, чтобы совершить поездку на родину. По пути они попадают в автокатастрофу, в которой мать и отец погибают, а их сын теряет память. Из Болгарии к внуку приезжает дед Бай Дэн, бывший диссидент, мастер игры в нарды и просто жизнелюбивый человек. Они с Сашко садятся на велосипед-тандем и катят по Европе, посещая памятные места в надежде вернуть парню прошлое.

Стефан Командарев родился в 1966 году. В 1993-м окончил медицинский факультет и работал врачом-психиатром, а свое кинематографическое профессиональное счастье встретил действительно чуть ли не "за углом". Благодарный пациент подарил больнице, в которой в то время работал режиссер, видеокамеру и видеомагнитофон. И вот, чтобы добру не пропадать, Командареву как самому молодому было поручено заняться съемкой учебных фильмов для студентов-медиков. А там уж, как выражается сам режиссер, "кинематографический вирус" сделал свое дело: в 1998 году он окончил отделение кино- и телережиссуры Нового болгарского университета и уже снял 4 документальных и 2 игровых фильма.

"Мир ожидает от нас, восточных европейцев, депрессивности, безнадежности, натуралистического показа темных сторон жизни. Трагедий. И многие режиссеры идут на поводу таких пожеланий. Но разве в мире уже не светит солнце?" - сказал режиссер в одном из своих интервью. И в своей новой картине очевидно удачно пошел на поводу у изголодавшейся по "солнцу" белорусской публики.

Судя по всему, поддержал его в этом начинании и шведский режиссер Ян Труэль. В его картине "Вечные мгновения Марии Ларссон" речь тоже идет о своеобразном спасении, каким бы банальным оно ни казалось. В начале XIX столетия молодая женщина Мария, мать семерых детей и жена охочего до спиртного и женщин мужа, выигрывает в лотерею фотоаппарат. Ну а дальше сюжет напоминает уже описанную выше историю про режиссера и видеокамеру. Как результат - "серебро" "Лiстапада" с 9,04 балла от благодарных зрителей.

Забавно, но шведское кино, похоже, уже заработало на "Лiстападзе" собственную фестивальную карму. Так, в 2006 году шведская картина "Как на небесах" с очень схожим с нынешними "Вечными мгновениями..." посылом уступила первое место, проиграв всего одну сотую балла.

Зато и тогда, и в нынешнем году шведские фильмы обошли обладателей фестивального "золота" по количеству профессиональных премий и дипломов. Так, "Вечные мгновения Марии Ларссон" получили призы за режиссуру, лучшие мужскую и женскую роли и специальный приз за операторскую работу.

Примечательно, но на фоне зрительского оптимизма приз "Фильм как явление киноискусства" от жюри кинопрессы получила одна из самых депрессивных лент фестиваля - "Мелодия для шарманки" Киры Муратовой. Ей же достался и приз "Магия кино" от журнала "На экранах". Своеобразная муратовская рождественская сказка с трагическим финалом рассказывает о скитаниях оставшихся сиротами сводных брата и сестры.

"Это трагизм на молекулярном уровне, который есть в нашей жизни, - отметила на пресс-конференции Кира Муратова. - Жизнь трагична вообще, и во времена Нерона, и в СССР, и в наши дни. Я не хочу сказать, что она только трагична. Нет. Но она также трагична, и фильм затрагивает эту сторону существования. А почему - это вопрос к Господу Богу: почему он так создал наш ужасный мерзкий мир и любуется им".

В рамках народного голосования стоит отметить и белорусский успех - "бронзу" фестиваля забрала отечественная картина "Снайпер. Оружие возмездия" Александра Ефремова (8,99 балла). Напомним, что у этого режиссера уже есть "серебро" фестиваля 2001 года за фильм "Поводырь".

Несмотря на относительную молодость, вырос в достаточно самостоятельное явление конкурс неигрового кино "Лiстапада", который в нынешнем году проводится в третий раз. В нем приняло участие 27 документальных фильмов из Беларуси, России, Израиля, Латвии, Германии, Франции, США, Швеции, Нидерландов, Хорватии и других стран.

По словам возглавившего жюри заслуженного деятеля искусств России Алексея Погребного, члены жюри получили огромное удовольствие от просмотра представленных на конкурс фильмов и было достаточно трудно определять лучших. Тем не менее победителем конкурса был назван фильм "Кармен встречает Бората" режиссера Мерседеса Сталенхофа (Нидерланды) - о том, как меняется жизнь жительницы маленькой цыганской деревни в Румынии после приезда к ним в местечко съемочной группы фильма "Борат".

Гран-при XI Международного фестиваля детского и юношеского кино "Лiстападзiк" по итогам зрительского голосования получила картина "Маленькие разбойники" режиссера из Латвии Армандса Цвирбулиса - еще одна фестивальная история маленьких брата и сестры. Также латвийский режиссер стал обладателем специального диплома жюри кинематографистов "За лучшую режиссерскую работу". Белорусские режиссеры Елена Турова и Иван Павлов за фильм "Новогодние приключения в июле" были удостоены специального диплома жюри "За удачное соединение техники реального кино, анимации и компьютерных технологий".

В общем, один из немногих, по мнению Татьяны Дорониной, "порядочных кинофестивалей", отличающийся, по словам Леонида Ярмольника, "кинематографической интеллигентностью без грязи, неправильности или подхалимажа", завершился. Как сообщил председатель кинофестиваля "Лiстапад-2009" Ростислав Янковский, картины форума в этом году посмотрели около 35 тысяч зрителей. Увы, около 8 тысяч детских зрителей в этом году "было потеряно из-за ситуации с гриппом".

"Итоги фестиваля вызывают внутреннее удовлетворение у тех, кто знает и любит кино, - у кинокритиков и зрителей. Можно смело утверждать, что фестиваль прошел с предполагавшимся размахом", - сказал заместитель министра культуры Владимир Рылатко на пресс-конференции по поводу закрытия фестиваля в Минске.
←Гран-при в Канне-2009, "Носители" ужасной инфекции и рекорд от "ДетиДетей" - на неделе с AFISHA.TUT.BY

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика