Геннадий Гарбук -- йог со стажем
Портрет нашего актера висит в Лондонской киноакадемии
Обладателем Специального приза Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко на XXVI Минском международном кинофестивале «Лістапад» стал Геннадий Гарбук, народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии БССР. С 1962 года и до сих пор -- один из любимых актеров Национального академического театра имени Янки Купалы. Все мы помним его яркие роли: Андрей Ходас в «Белых Росах», Василий Дятлик в «Людях на болоте» и т. д.
Это актер, которому искренне хочется признаться в любви. Сыгранные им персонажи -- такие близкие и родные! Деликатные, скромные, добрые...
-- Геннадий Михайлович, Алексей Дударев пишет сценарий продолжения «Белых Рос». Как вы относитесь к этому проекту?
-- Положительно. Дударев давал мне сценарий без диалогов, где просто рассказывалось о событиях, которые произойдут в фильме. Он у него в таком виде, все остальное -- в работе. Он еще не знает, кто будет режиссером... Хотелось бы увидеть продолжение. Потому что «Белые Росы» обладают удивительным качеством -- картина не стареет! Да и сам в последний раз посмотрел ее с удовольствием. Где бы ни был, везде говорили много теплых слов об этом фильме. А что впереди, покажет жизнь.
-- Как вы относитесь к съемкам продолжений любимых советских фильмов? Например, «Иронии судьбы, или С легким паром»?
-- Ничего не могу сказать, потому что по разным причинам этих продолжений не смотрел. А вот первые части были великолепные.
-- А как вы думаете, о чем в наше время надо говорить со зрителем? Какие истины доносить?
-- Вопрос всеобъемлющий. Всю жизнь для меня был главным библейский завет: человеку свойственно стремление к свету, добру и красоте. Если этот принцип есть в сценарии или роли, они мои. Тогда хватаюсь за них с удовольствием и делаю все возможное, насколько Бог дал таланта и сил. В любом виде искусства, если есть библейский принцип, будь то живопись, литература, музыка, балет, опера, -- произведение востребовано людьми. Если его нет, такое творение превращается в развлекаловку, бессмысленность.
-- Вы получили специальный приз на «Лістападзе». Было ли это неожиданностью? Как вообще относитесь к наградам?
-- Узнал о награждении дней за пять до открытия фестиваля. Честно скажу, что не ожидал...
Можно задать и другой вопрос: для чего работаешь? Помню, был в третьем-четвертом классе, когда приехал Даугавпилский военный театр. Привез спектакль «Коварство и любовь». В афише было написано, что в нем играет заслуженный артист России. И тогда еще мне запало в голову: интересно, что значит «заслуженный артист», как он будет играть? И когда получил первую Государственную премию Беларуси за роль Василия Дятлика, вспомнил заслуженного артиста из детства: «Кто-то также подумает: «Гарбук -- что за лауреат?» С каждой новой наградой, а о них никогда не думал, только увеличивалась ответственность перед зрителем.
Понимаю, что нынешний приз частично получен за прошлую, но больше -- за будущую работу. Актерская судьба -- она... проклятая. От тебя не многое зависит. Другое дело, как ты делаешь любые роли. В том числе и маленькие. Как говорил Станиславский, в театре не бывает маленьких ролей. А есть маленькие артисты. Тут только все зависит от тебя. Остальное -- как видит тебя режиссер. Доверяет какие-то роли или нет.
-- Какие у вас любимые фильм, спектакль, роль?
-- Не могу что-то особо выделить. Любимы те спектакли и роли, которые хорошо получились, которые радостно играть, хорошо принимаются зрителем. Все любимы. Те же «Знак беды» или «Люди на болоте». Там и мучения были, и радостные моменты...
Никогда в жизни не поверю, что есть артисты, у которых все роли -- как брызги шампанского. Кстати, еще в институте один учитель говорил, а потом и другие: «Ребята, относитесь к своим провалам очень бережно!» Проваленная роль, спектакль учат больше в тысячу раз, чем удача.
Провал -- бессонная ночь, угрызения совести. И все время думаешь: а почему не получилось? И так день за днем. Это и есть душевный, профессиональный рост.
-- Геннадий Михайлович, у вас была заветная мечта: стать эстрадным певцом. Кто из современных артистов вам импонирует?
-- Я консерватор. Как-то довелось в санатории в Сочи побывать на концертах Льва Лещенко и Иосифа Кобзона. Лещенко не оставил особых воспоминаний. А во время выступления Кобзона ладоши отбил! Голос сорвал, крича «браво». Особенно когда он ахнул «Вдоль по Питерской». Очень уважаю Толкунову, Эдиту Пьеху. Тут ведь еще и другое -- отношение к песне...
Когда работал в Витебске, великий Марк Фрадкин писал музыку к нашему спектаклю. Мы тогда с ним познакомились. Великой души человек, простой, скромный. Не знаю точно, сколько он за свою жизнь написал песен, пожалуй, поместятся в один небольшого формата альбом. Но зато какие! «Издалека долго течет река Волга...» А сегодня некоторые группы почти каждые полгода выдают альбомы, из них ни одна песня так и не запоминается, выходит, что не очень душу греет такое творчество.
А насчет эстрады... Была такая мечта. Хотелось петь. Правда, наверное, настойчивости не хватило, воли или пробивной силы.
-- Когда все-таки решили податься в артисты?
-- Во время войны со старшим братом все обложки в книгах оборвали -- из них вырезали фигурки солдатиков. У нас было две армии-- немецкая и русская. Рыли окопы во дворе, делали блиндажи и «воевали». Так играли...
А в классе седьмом-восьмом решил податься в артисты. Потому что с того времени занимался самодеятельностью в Ушачской средней школе. И хором руководил, и пьесы ставил, и в них же играл. Вопрос «куда идти учиться?» не стоял.
-- Геннадий Михайлович, говорят, вы всерьез занимаетесь йогой. Как к этому пришли?
-- Занимаемся вместе с женой -- Галиной Ивановной. А началось это лет тридцать назад. Как-то в руки попала небольшая брошюрка. Прочитал. Очень увлекся. А потом поехал в санаторий в Туапсе. Познакомился с врачом по лечебной физкультуре, который проходил практику в институтах йоги в Индии. Он преподал несколько уроков.
Должен сказать, что йога -- величайшее достижение человечества. Сейчас все-таки гибкость у меня не та. Возраст сказывается. Но все равно занимаюсь каждое утро. В том-то и дело, что йога требует регулярных занятий. Только есть правило: за два с половиной часа до сна нельзя ею заниматься. Заснуть будет трудно.
А так она «мозги» очищает, дает бодрость, прибавляет работоспособности. И просто помогает против всяких заболеваний...
Например, попробуйте удержать внимание хотя бы на кончике носа. Не глядя на него, а думая. Ведь мысли будут разбегаться. Трудная задача... Для хорошего самочувствия, для рабочего состояния йога -- это чудо.
-- Какое влияние оказала война на формирование вашего характера и мировоззрения?
-- Когда она началась, мне шел седьмой год. Должен был идти в школу... Как только появились партизаны, отец сразу ушел к ним. На наши со старшим братом плечи легла забота о хозяйстве. Надо было выжить. И пахать, и убирать, и помогать матери. Трудно...
Узнал и что такое голод. До сих пор часто, неосознанно, кусочек хлеба не доедаю, оставляю. Ведь в войну был закон -- на завтра оставить что-то!..
Много, очень много пришлось работать. Но не видел человека, которого бы морально испортил труд. Даже большой, непосильный. Вам десятки примеров приведу, когда люди гибнут от безделья, праздности. Наверное, война сформировала мнение, что не надо бояться трудностей. Но боюсь голода...
Пераможцы конкурсу ігравога кіно «Лістападзік-2009»
Гран-пры XI Мінскага міжнароднага фестывалю дзіцячага і юнацкага кіно -- прыз дзіцячага глядацкага журы атрымаў рэжысёр Армандс Цвірбуліс за фільм “Маленькія разбойнікі” (Латвія).
Прызы атрымалі: за лепшы поўнаметражны мастацкі фільм -- рэжысёр Аціліа Ацола за фільм “Дзённікі”. За лепшую акцёрскую работу дарослага ў дзіцячым фільме -- Люк Арнольд у “Брокен Хіл” (Аўстралія, рэжысер Даген Мерыл). За лепшае выкананне дзіцячай ролі -- Ніна дэн Браве ў фільме “Жабкі і рапухі”. (Нідэрланды, рэжысер Сімонэ Ван Дюсельдорп).
Дыпломамі ўзнагароджаны: рэжысёр Алена Турава і Іван Паўлаў -- за ўдалае злучэнне тэхнікі рэальнага кіно, анімацыі і камп'ютэрнай тэхнікі ў фільме “Навагоднія прыгоды ў ліпені” (Беларусь). Армандс Цвірбуліс -- за лепшую рэжысёрскую работу (“Маленькія разбойнікі”). За лепшую музыку -- кампазітар Крыстафер Брэйдзі ў “Брокен Хіл”.
«Маленькія разбойнікі»
Абрабаваць банк -- не дрэнная ідэя? Асабліва, калі той толькі што выгнаў бацькоў з новай кватэры, таму што яны страцілі працу. Пяцігадовы Робі не Зора, але яму хацелася ім быць. Яго старэйшая сястра Луіза думае, што ён занадта дураслівы, але не можа выстаяць перад гульнёй у рабаванне. Разам яны могуць сцягнуць любую рэч. Самае цяжкае -- збегчы з выкрадзеным.
-- Геннадий Михайлович, каким образом вам удается создавать национальный характер в своих ролях?
-- Не знаю. Никогда об этом не думаю. Другое дело, знаю, например, как бы американцы не играли русских, какие бы они ни были талантливые артисты, все равно получается «а-ля рус». То же самое, если мы будем пытаться играть американский характер. Как бы мы не владели искусством перевоплощения, все равно в нас остается наше. Кровь не поменяешь. Есть вещи, которые непреодолимы. Поэтому никак не могу ответить на этот вопрос...
Хоть играл в институте в «Даме с камелиями» на французском языке. Преподаватель иностранного добилась, чтобы у нас было чистое, понимаете ли, парижское произношение. Тогда поставили пятерки с бесконечными плюсами. Правда, ни одного слова из той роли сейчас не помню.
-- Вы сыграли в картине «Враги». Как ее оцениваете, и ваше мнение о современном белорусском кинематографе?
-- Трудно ответить. К фильму «Враги» у меня отношение положительное не потому, что там снимался. Когда дали почитать сценарий, меня просто удивила описанная атмосфера начала Великой Отечественной войны. И в фильме очень здорово все получилось. Прекрасно помню то время, даже самый первый день войны. Мы ее встретили в Браславе...
Первые немецкие воинские части, которые пришли, платили населению марками за яйца, сало. Не грабили. Это были фронтовики. А вот когда появилась полевая жандармерия, которая устанавливала власть, тогда и начались зверства...
Когда познакомился с автором сценария, удивился. Она совсем молодая. А ведь думал, что писал сценарий человек преклонного возраста, который сам помнит войну... Считаю, что фильм «Враги» очень хороший.
А что сказать о состоянии нашего кинематографа? Дело в том, что последние два-три года больше был связан с «Мосфильмом». С белорусским кино пока нет. Поэтому трудно что-то сказать.
Вера ГНИЛОЗУБ, «БН».
Фото Кристины КУЗЬМИНОЙ, «БН».