Кшиштоф Занусси: «Если искусство берет на себя роль учителя — мы входим в тоталитарный режим»
17.11.2009
—
Новости Культуры
«Искусство не может этого делать. Если искусство берет на себя роль учителя — мы входим в тоталитарный режим. Этого не должно быть никогда, — считает режиссер. — Искусство — это такой процесс, где мы делимся с другим человеком нашим опытом и нашим сомнением. Мы не инженеры человеческих душ, это было очень неправильное выражение. Мы должны быть всегда партнером нашего зрителя, а не учителем».
Говоря о массовой культуре, Занусси заметил, что искусство в любое время выходит навстречу слабости покупателя и предлагает ему то, что он хочет в своей моральной и душевной слабости. «Столько плохих и глупых картин появляется потому, что люди с удовольствием их покупают, но у публики есть и другое желание — чтобы искусство их подтягивало выше, поэтому есть и такие предложения. Это выбор читателя и зрителя», — сказал режиссер. По его мнению, виноват прежде всего покупатель, а не тот, кто ему продает «отравленные товары», потому что «на них написано, что они отравленные, люди это знают, они несут ответственность, что разрушают ценности».
Вспоминая о жизни и творчестве в коммунистической Польше, Занусси подчеркнул, что он не мог поддерживать ту систему, так как он и его семья в нее не верили. «Мы не выбирали ту систему — она приехала на советских танках. У нас коммунизм не был коренной, родной. Надо было в этом мире найти способ, как работать, мы этот способ находили. С 1956 года коммунистический режим у нас не был такой строгий, как в других странах. У нас говорили, что в социалистическом лагере Польша была самым веселым бараком. Это нас развлекало. У нас было гораздо больше свободы, были контакты с Западом, мы туда могли ездить. И когда пришла свобода, многие мои коллеги уже знали, какие будут новые принципы игры и как найти себя в этом», — сказал Занусси.
Он сообщил, что готовит сценарий «в защиту женщин от феминисток и в защиту мужчин, потому что это явление стало опасным, агрессивные феминистки «убивают» мужчин и женщин».
Режиссер признался, что из Беларуси традиционно увезет местный коньяк, из Гомеля отправил пять открыток. В городе он зашел в костел, так как «всегда приятно посетить те места, где католики в меньшинстве». «В Пекине я тоже посещал католический храм — общался там с китайцами-католиками, это было мне интересно», — отметил режиссер.
Говоря о массовой культуре, Занусси заметил, что искусство в любое время выходит навстречу слабости покупателя и предлагает ему то, что он хочет в своей моральной и душевной слабости. «Столько плохих и глупых картин появляется потому, что люди с удовольствием их покупают, но у публики есть и другое желание — чтобы искусство их подтягивало выше, поэтому есть и такие предложения. Это выбор читателя и зрителя», — сказал режиссер. По его мнению, виноват прежде всего покупатель, а не тот, кто ему продает «отравленные товары», потому что «на них написано, что они отравленные, люди это знают, они несут ответственность, что разрушают ценности».
Вспоминая о жизни и творчестве в коммунистической Польше, Занусси подчеркнул, что он не мог поддерживать ту систему, так как он и его семья в нее не верили. «Мы не выбирали ту систему — она приехала на советских танках. У нас коммунизм не был коренной, родной. Надо было в этом мире найти способ, как работать, мы этот способ находили. С 1956 года коммунистический режим у нас не был такой строгий, как в других странах. У нас говорили, что в социалистическом лагере Польша была самым веселым бараком. Это нас развлекало. У нас было гораздо больше свободы, были контакты с Западом, мы туда могли ездить. И когда пришла свобода, многие мои коллеги уже знали, какие будут новые принципы игры и как найти себя в этом», — сказал Занусси.
Он сообщил, что готовит сценарий «в защиту женщин от феминисток и в защиту мужчин, потому что это явление стало опасным, агрессивные феминистки «убивают» мужчин и женщин».
Режиссер признался, что из Беларуси традиционно увезет местный коньяк, из Гомеля отправил пять открыток. В городе он зашел в костел, так как «всегда приятно посетить те места, где католики в меньшинстве». «В Пекине я тоже посещал католический храм — общался там с китайцами-католиками, это было мне интересно», — отметил режиссер.