Кинокритик: "Лістапад" - единственный фестиваль, где на открытии не показывают фильмы

Источник материала:  
14.11.2009 21:18 — Новости Культуры
Почему новая команда у руля международного кинофестиваля "Лістапад" пока не оправдала надежд кинокритиков, каким должен быть фильм белорусского производства, чтобы им открывался фестиваль, и какие гости не нужны "Лістападу" - об этом в эфире Радио TUT.BY рассказал кинокритик Антон Сидоренко, член жюри кинопрессы XVI международного кинофестиваля "Лістапад-2009".Кинокритик: "Лістапад" - единственный фестиваль, где на открытии не показывают фильмы

Полный вариант беседы слушайте тут

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Не так давно в интервью вы сказали, что возлагаете надежды на новое руководство кинофестиваля "Лістапад", которое будет способно придать ему новое дыхание. Уже известна программа, состав жюри. Оправдались ли ваши надежды хоть в какой-то мере?

Я бы пока не торопился говорить об оправдавшихся надеждах. Фестиваль только начинается, и говорить о том, что все хорошо, пока рано. К сожалению, я должен сказать, что на какой-то качественно иной уровень этот "Лістапад" не выйдет. Многие организационные ошибки, которые допускала прежняя команда, уже допущены и исправлены быть не могут. В любом случае, подробнее анализировать фестиваль можно будет только после его завершения.

Но уже было предпринято столько действий и мер, чтобы "Лістапад-2009" отличался от предыдущих. Проводились и конкурсы сценариев церемоний открытия и закрытия, продаются билеты. Но все эти меры недейственны. Что, на ваш взгляд, может изменить "Лістапад"?

Действенны эти меры или нет – это мы узнаем после фестиваля. В любом случае, кинофестиваль – это не церемония открытия и закрытия, а как раз то, что проводится между ними, то, ради чего мы приходим на фестиваль. Кинофестиваль – это, во-первых, интересные фильмы, которые нельзя посмотреть в обычном прокате, которые трудно посмотреть на DVD; во-вторых, это гости. Если обе эти составляющие сильные, то фестиваль удается. А открытие и закрытие – не более чем приложение.

Мне кажется, наш "Лістапад" - уникальный фестиваль. Посудите сами: кинофестиваль, на открытии которого не показывают кино.

Но в этом году на открытии покажут внеконкурсный фильм "Царь" Павла Лунгина…

Дело в том, что открытие будет во Дворце Республики, а показ – в кинотеатре "Беларусь". Кроме того, согласно программе почетные гости сразу отправятся на банкет, а на фильм они не попадут.

А кто будет смотреть фильм в таком случае?

В этом-то и вопрос, кто вообще доберется из Дворца Республики в кинотеатр "Беларусь". Это такие организационные ошибки, которые уже допущены, и я не знаю, каким образом их можно исправить.

Кроме того, всегда церемония закрытия завершалась показом фильма-победителя. А в этом году фильм-победитель будет показан в другом кинотеатре.

Это мелочи, но из них складывается негативный фон. Обидно, потому что у нас всего лишь один международный кинофестиваль такого уровня, и с такими просчетами.

От чего, на ваш взгляд, следует отказаться "Лістападу"? Что является лишним?

Лишнего, по сути, ничего и нет. Наоборот, есть много вещей, которые должны быть на любом серьезном международном кинофестивале, которых до сих пор нет на "Лістападзе". Должен быть хороший пресс-центр со слаженной, четко работающей командой, в котором журналисту смогут ответить хотя бы на самые элементарные вопросы. Должна быть четкая организация, большое количество гостей. У нас же многие фильмы не представляются создателями: очень мало найдется международных фестивалей столичного масштаба, на которых фильмы идут без сопровождения авторов.

Но в прошлом году, например, возникли проблемы с финансами, когда попытались пригласить звезд, а они затребовали огромные гонорары. Кинокритик: "Лістапад" - единственный фестиваль, где на открытии не показывают фильмы

Приглашение таких звезд, как, например,  Шварценеггер, оправданно, когда есть огромный бюджет в миллионы долларов. Если таких звезд приглашают, то, скорее, для поднятия имиджа фестиваля. Если денег нет, то зачем об этом говорить?

Я не знаю, кто будет самым дорогим приглашенным гостем в этом году, но предположительные гонорары, которые получают наши гости, меньше, чем на других фестивалях.

Как, на ваш взгляд, нужно уговаривать именитых гостей и режиссеров, чтобы они приехали на фестиваль?

Я был на кинофестивале, аналогичном "Лістападу", в Астане. Там ко мне обращались люди, которые предлагали за определенную сумму привезти на наш белорусский фестиваль Стивена Сигала. В самой Астане был Джереми Айронс, была Изабель Аджани, которые тоже приезжали только ради того, чтобы приехать, никакие фильмы они не привозили.

У нас нет представителей иностранной прессы. Если на кинофестивале нет представителей иностранной прессы, это означает, что он не интересен мировой общественности, что здесь не показывают уникальные фильмы, которые нельзя посмотреть на другом фестивале, и нет персон, которые были бы интересны за пределами Беларуси и которых нельзя было бы увидеть где-то еще.

Возможно ли организовать такой фестиваль на постсоветском пространстве?


В Казахстане смогли это сделать.

Что нам следовало бы позаимствовать для "Лістапада" хотя бы у Астаны?

Дело даже не в бюджете и не в Шварценеггере. Не нужен нам Шварценеггер. Дело в той программе, которая должна быть представлена на нашем фестивале. К сожалению, те фильмы, которые вошли в конкурсную программу, уже много раз показывались на других фестивалях. У нашего фестиваля есть концепция, у нас фестиваль фестивалей: мы показываем только те фильмы, которые получили призы или какие-то оценки на других конкурсах. Тем не менее, подбор фильмов должен осуществляться более интересно, более интересные картины должны быть представлены на нашем фестивале. Если же в программу включен фильм, который шел в Минске в прокате несколько месяцев назад, о чем тут можно говорить?

Многие аналитики считают, что уровень "Лістапада-2009" по сравнению с предыдущими фестивалями не так уж и плох. О каких плюсах нынешнего фестиваля следовало бы упомянуть?

Я не думаю, что в программе будет какой-то качественный скачок по сравнению с предыдущим "Лістападам". Единственное, что можно отметить: количество фильмов и параллельных программ резко увеличилось (чего не хватало "Лістападу"), будет несколько интересных ретроспектив, внеконкурсных программ игрового кино.

Качественный скачок произошел в 2004-2005 году, когда фестиваль "Лістапад" из фестиваля стран СНГ и Балтии стал по-настоящему международным. Третий год подряд у нас будет документальная программа, и это действительно стало прорывом, так как фестиваля документального кино у нас нет. Как раз программа документального кино "Лістапада-2009" будет весьма интересной, и жаль, что показы будут проходить в очень уютном, но крайне маленьком "Центре видео". Мне кажется, что документальной программе "Лістапада" пора перебираться в кинотеатры. Это как раз та часть фестиваля, которой мы можем действительно гордиться.

Насколько представительно жюри фестиваля в этом году?

Международное жюри кинематографистов, которое возглавит в этом году Павел Чухрай, очень профессиональное. В последние годы главное жюри подбирается очень тщательно, люди, которые туда попадают, действительно профессионалы и качество фильмов оценивают адекватно.

В жюри кинопрессы входят белорусские журналисты. Состав его меняется нечасто, потому что у нас очень мало людей в журналистике, которые пишут о кино и разбираются в нем.
Мы смотрим фильмы, обсуждаем их, а потом называем фильм, который хотели бы представить к награждению. Фильм, который получил наибольшее количество оценок, получает приз.

Международное жюри игрового кино оценивает и судит игровое кино. А в чем заключается функция жюри кинопрессы?

Цель жюри кинопрессы – оценить игровую программу, восемнадцать картин, которые будут показаны за шесть дней. Работа ведется параллельно: два жюри оценивают одну программу.

Расскажите, по опыту прошлых лет,  бывают ли горячие баталии по поводу фильма, который представляется к награде?

Все зависит от председателя жюри и того, насколько четко он организует работу жюри. Как правило, все проходит достаточно корректно, никаких разногласий не бывает, потому что хороших фильмов не так много, и фавориты, как правило, определяются сразу.

Как вы оцениваете и обсуждаете белорусское кино, которое идет в конкурсной программе? На мой взгляд, это больная мозоль для жюри кинопрессы. Не стыдно за своих?

За те фильмы, которые будут в этом году, не стыдно.

Каким должен быть белорусский кинематограф, чтобы именно его продукцией открывался белорусский кинофестиваль? Какой фильм белорусского производства мог бы открыть фестиваль в этом году?Кинокритик: "Лістапад" - единственный фестиваль, где на открытии не показывают фильмы

Я могу вспомнить только один фильм, который был очень достойным фильмом-открытием фестиваля. Это было в 2000 году, и это был фильм Михаила Пташука "В августе 44-го…". Это был очень ожидаемый показ, и ту нервную обстановку я не забуду никогда.

Отечественный кинофестиваль призван стимулировать отечественный кинематограф. На ваш взгляд, почему "Лістапад" не оказывает должного влияния на белорусское кинопроизводство?

Нельзя сказать, что он совсем не оказывает никакого влияния: наши кинематографисты не так избалованы показами, и когда фильм готовится к выходу на экраны, берется в расчет и "Лістапад". Самая главная задача фестиваля – создавать благоприятную среду для развития интереса к нестандартному кино высокохудожественного уровня. Пока у нас в Минске не будет развита среда киноманов, не будет большого количества людей, которые любят и разбираются в кино, тогда не будет смысла устраивать большой фестиваль и тратить на него деньги. С другой стороны, эта среда не появится, если не будет вестись работа по показу этих фильмов.

Получается, что кино влияет на людей, а потом уже люди влияют на фестиваль. Как на самом деле происходит это взаимное влияние?

Фестиваль – это важнейшая, неотъемлемая часть кинопроцесса, и очень хорошо, что у нас есть "Лістапад". Плохо, что он пока находится не на достаточном уровне развития, потому что Беларусь – это страна высокоразвитая во всех смыслах, во всех других отраслях. Но производство кино почему-то отстает. У нас нет сейчас фильмов, которые могут попасть на другие международные фестивали. Наше кино за рубежом очень плохо знают.

Могут ли, на ваш взгляд, молодые люди, которые сейчас приходят в белорусское кино, вывести его на европейский уровень?

Я не могу сказать, что в наше кино пришло новое поколение режиссеров. Например, Александр Колбышев или Андрей Кудиненко – имена в белорусском кинематографе не новые: Колбышев в 1997 году получил главный приз национального кинофестиваля со своим короткометражным фильмом "Охота жить". К сожалению, новое поколение в белорусское кино не приходит, и проблема с кадрами стоит очень серьезно.

Министры культуры Беларуси и Литвы не так давно договорились о создании совместного белорусско-литовского фильма, посвященного 600-летию Грюнвальдской битвы. На ваш взгляд, на чьи плечи должна лечь работа? Есть  ли белорусы, которые способны взять на себя большую часть работы?

Сложно сказать что-либо, не видя сценария и не зная масштабов этой постановки. Если это фильм масштаба исторических эпопей, которые снимались в 60-70-е годы, то, наверное, у нас сейчас нет такой фигуры, которая была бы способна поднять этот проект. Боюсь, что в Литве тоже.

Заявленный бюджет проекта - шесть миллионов долларов. На ваш взгляд, эта идея неперспективная?

Если планируется показать сражение с современными спецэффектами, то бюджет фильма очень скромный. Но то, что снимать этот проект нужно, – это стопроцентно. Нам нужна ко-продукция с нашими соседями для того, чтобы сделать интересное кино, которое посмотрят не только в Беларуси.

Для того, чтобы "потянуть" этот проект, нужно иметь огромный опыт таких масштабных съемок. Я знаю белорусского режиссера, который мог бы заняться этим фильмом, но, к сожалению, он уже не сможет это сделать – это покойный Михаил Пташук. Я думаю, что если бы за этот проект взялся Вячеслав Никифоров, фильм мог бы быть удачным.

Каким бы вы хотели видеть "Лістапад" лет через пять-десять? Будет ли он востребован и нужен?

"Лістапад" проходит в очень удачный период, когда людям не хватает ярких эмоций. Кино – это окно в другой мир, возможность прожить другую жизнь и получить фантастические эмоции. "Лістапад" позволяет нам в самый безрадостный месяц года получить эти эмоции и хотя бы на неделю вырваться из серой повседневности.

←Metro Goldwyn Mayer выставлена на продажу

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика