Чистое искусство
Чистое искусство
О выставке, открывшейсе в минской библиотеке имени Пушкина |
Я люблю разглядывать полотна, «вылепленные» на холсте маслом, будто глиной. Созданные объемными, рельефными мазками, распадающимися на цветные пятна, если приблизиться на непочтительное расстояние. Их тайна раскрывается не близко, не сразу... В такой манере творили голландец Ван Гог и белоруcский художник Хаим Сутин, их холсты давно стали классикой. Но у современных художников подобная техника непопулярна. Думаю, еще и потому, что не вписываются такие интеллектуальные полотна в современные интерьеры. Для сегодняшнего искусства подобные картины — практически вызов... Правда, сами художники выражают свою творческую позицию словами более осторожными, например, «этюд и эксперимент».
Именно так и называется выставка, открывшаяся в минской библиотеке имени Пушкина. Достаточно взгляда, чтобы понять: четверка авторов — Матвей Басов, Леонид Гришук, Евгений и Елена Шунейко — объединились здесь не только для того, чтобы вспомнить творческую юность, которую провели в стенах минского художественного училища имени Глебова.
— Это не какие–то рабочие материалы наших мастерских, не поиск формальных решений, это, если хотите, — наша заявка на новую идею, свежую тему, — утверждает куратор выставки доцент Академии искусств Евгений Шунейко. — Да, мы все учились на одном курсе, у одних педагогов... Да, это были 70–е годы, начало стагнации, но мы были молоды, большие идеологические полотна нам не доверяли, и, видимо, по той же причине никто не ограничивал наши творческие эксперименты, свобода самовыражения была абсолютной... И вот мы решили встретиться, чтобы по–новому оценить свои возможности. Полагаю, теперь будем сотрудничать...
В объемных экспрессивных пейзажах и натюрмортах Басова и Гришука и акварелях брата и сестры Шунейко действительно есть общее: экспериментируя с цветом, «сочиняя» подчас довольно сложные сочетания красок, каждый достигает похожего результата. Эти картины настолько чисты, лаконичны, эмоциональны и гармоничны, что исподволь начинаешь ждать подвоха: а нет ли там «второго дна», тайного смысла? Не такое уж у них простое искусство, как может показаться в первые минуты...
И тут на одном из портретов минчанок Евгения Шунейко я обнаруживаю... себя.
— Можно сказать, что в определенном смысле эту выставку спровоцировала дискуссия о современном искусстве, которую вы начали в своей газете, — продолжает тем временем куратор. — По–моему, этот «непричесанный» разговор, обнажив немало нерешенных проблем, для многих из нас стал чем–то вроде «электрошокера»... Думаю, сейчас творческий процесс определенно должен активизироваться. Пора искать новые площадки для выставок. В конце концов, в Минске (и не только) достаточно приличных помещений, подходящих для художественных экспозиций, причем не одних лишь библиотек... Важно, что нам есть что сказать.
Автор публикации: Ирина ЗАВАДСКАЯ
Фото: Виталий ГИЛЬ